Западная пресса комментирует начало Всемирного экономического форума в Давосе.
"Топ-менеджеры боятся экономической стагнации" - возвещает в заголовке The Wall Street Journal. Большинство ведущих бизнесменов настраивается на то, что в 2013 году придется нанимать меньше сотрудников и реже прибегать к слияниям и поглощениям, отмечает журналист Макс Колчестер, ссылаясь на опрос PricewaterhouseCoopers.
Причина - страх перед стагнацией в мировой экономике. Опрошенных пугают резкий рост госдолгов, слабый экономический рост и потенциальные волнения на социальной почве.
Правда, страхи перед рецессией тоже значительно ослабли, но лишь 18% из 1330 опрошенных ожидают роста мировой экономики. 52% полагают, что экономика "зависнет" - ни рецессии, ни роста.
Главное опасение - вероятность экономической волатильности, на втором месте - фискальный дефицит. Две трети топ-менеджеров боятся, что правительства переусердствуют с регулированием.
Что предпринимают топ-менеджеры? "Почти половина отказывается от глобальной экспансии и делает ставку на органичный рост на уже занятых рынках", - пишет газета. 70% планируют сократить издержки. Лишь 45% планируют нанимать новых работников.
"Степень уверенности в себе значительно различается, если брать разные страны. В России две трети топ-менеджеров полностью уверены в росте доходов, в США - лишь 30%, а в Южной Корее - всего лишь 6%", - говорится в статье.
"Чем Давосский форум похож на сайентологию" - вот вопрос, вынесенный в заголовок Говардом Дэвисом, автором блога на сайте Financial Times. Автор гадает, зачем видные бизнесмены, финансисты и политики отправляются на горный курорт. "Чтобы подолгу сидеть в пробках из "ауди", где единственное занимательное занятие - отличать Audi А-8 от А-4 Quattros?" - недоумевает он. "Астон-мартины" невозможно "переобуть" в зимние шины, иначе русские брали бы свои "астон-мартины" с собой", добавляет автор.
Джордж Сорос поведал журналисту, что ненавидит Давос, но каждый раз приезжает на форум. "Он ссылается на то, что "эффект поддержания связей" перевешивает все другие неудобства", - поясняет автор.
А в чем же сходство с сайентологией? "Существуют несколько уровней участия, отражаемые цветом вашего бейджа", - пишет автор. Как и в сайентологии, адепт стремится перейти на все более высокий уровень - и с каждой новой ступенью обнаруживает, что существуют еще более привилегированные категории членства. Дэвис думал, что в Давосе высшая ступень - IGWEL ("Неформальная группа мировых экономических лидеров"), но, видимо, ошибался.
Independent в редакционной статье радуется: "В повестку дня наконец-то вернулись климатические изменения". Давно пора, восклицает газета. "Опасность все более нестабильных метеорологических изменений становится очевидна как никогда: ледяной покров Арктики беспрецедентно тает, ураган "Сэнди" нанес урон, в Австралии такая жара, что метеобюро было вынуждено добавить к температурной шкале дополнительный цвет", - говорится в статье.
Согласно докладу Давосского форума "Глобальные риски", три главные опасности для мировой стабильности - госдолг, разрыв между богатыми и бедными и рост выбросов парниковых газов.
На этом фоне газета призывает президента Обаму к решительным действиям: снизить выбросы парниковых газов автомобилями и электростанциями, развивать возобновляемые источники энергии, а также возглавить усилия на мировой арене ("остается всего три года на подготовку нового глобального договора" взамен Киотского протокола, напоминает издание).
"Давос - клуб неудач" - так озаглавлена редакционная статья в The Guardian. Между тем в 90-х и "нулевых" это был "клуб победителей": участники обсуждали, "как переделать мировую экономику в соответствии с их целями и взглядами: больше глобализации, больше рынка". "Теперь же Давос можно назвать "клубом неудач". Нет, не "клубом неудачников" - даже на фоне рецессии богачи живут неплохо", - пишет газета, поясняя, что, по некоторым данным, в 2010 году доходы богатейшего 1% американцев выросли на 11,6% (а остальных 99% - всего на 0,2%).
Но экономическая модель, о которой мечтали в Давосе, оказалась несостоятельной, считает издание. "Действенные "лекарства" или реформы будут рождаться совсем в других местах, на основе совсем других подходов", - пророчит оно.
На взгляд газеты, в Давосе осознают перемены. Теперь туда приезжают не только бизнесмены, финансисты и министры, но также профсоюзные деятели, борцы с бедностью и "экономисты-диссиденты", по выражению издания.
Как бы то ни было, идеи Давосских форумов, МВФ и правительств еврозоны ("расширение рынков, урезание зарплаты и льгот для работников") себя не оправдали, считает издание. Меры жесткой экономии в Европе привели к хаосу. "Единственный выход для Запада - признать, что это кризис спроса, а не предложения, и помогут лишь крупные расходы на создание рабочих мест и повышение зарплат", - пишет газета, сомневаясь, однако, что в Давосе такой вариант одобрят.
Более того, исчерпала себя программа глобализации силами крупных корпораций. Политолог Сэмюэль Хантингтон предложил термин "человек давосский" - член глобальной элиты, для которой государственные границы - помехи, а правительства - пережиток. "Но во время кризиса именно правительствам пришлось спасать свои национальные банковские системы и реанимировать свои экономики", - пишет газета. Пропагандируя фальшивую, неравноправную глобализацию, давосская элита создала предпосылки для ответного удара по своей идеологии.
"Эволюция "человека давосского" - так озаглавлена статья в The Huffington Post. Обозреватель Акаш Арасу тоже вдохновляется термином Хантингтона и напоминает, что в последнее время словосочетание "человек давосский" обозначает беспринципного банкира, воротилу с Уолл-стрит и вообще любого влиятельного, высокооплачиваемого человека на заметном посту.
"Естественно, пресса рада шансу сыграть на популистских настроениях", - замечает автор. Но он советует пересмотреть определение "человека давосского" - учесть реальную ситуацию.
"Первое возражение - не обязательно быть богачом, чтобы стать "человеком давосским", - пишет автор. Например, экс-генсек ООН Кофи Аннан - вряд ли сверхбогач, но у него широкие связи.
"Второе возражение - не обязательно принадлежать к бизнес-элите", - пишет автор. В Давос регулярно приезжает музыкант Боно - "его статус рок-звезды и личная харизма означают, что он может достучаться почти до каждого человека и заставить его прислушаться к проблемам". О могуществе Боно заурядные богачи могут только мечтать.
"Финальное возражение - вопрос корысти", - пишет автор. По его ощущениям, многие ездят в Давос не ради личной карьеры, а чтобы пропагандировать идеи, полезные для общества.
"Человек неодавосский" - это "гражданин мира", как и его предшественник. Но он выше национальных границ не потому, что руководствуется корыстными интересами, а потому, что устремлен в будущее и хочет изменить весь мир. Некоторые "давосцы" хотят изменить мир к лучшему, другие - к худшему, признает автор.