Западными странами было изобретено понятие «политический ислам», которое через некоторое время они стали употреблять применительно к мусульманам. Если обратить внимание на все, что пишется, рисуется или говорится на Западе, то создается впечатление, что западные страны сильно боятся политических исламистов. В свою очередь, политические исламисты, наполняя эту пропаганду доказательствами и говоря мусульманам: «Смотрите, как нас боится Запад», - стремятся собрать сторонников и, более того, показать себя истинными посланниками ислама. В результате мы наблюдаем двустороннюю пропаганду, от воздействия которой спастись могут, увы, немногие. Это способны сделать только те, кто знает истину, размышляет, интерпретирует и обладает проницательностью.
Именно эти проницательные люди несколько лет назад говорили о том, что «политический ислам - американский проект». Однако чересчур малое количество людей действительно поверило в это. И те, кто поверил, не могли сдержаться и не задать вопрос: «Неужели?» Прошли годы, и американизм политических исламистов стал очевиден. Они сами открыто это изобличили своими словами и действиями.
К сожалению, США создали в исламском мире некий тип мусульманина – «политического исламиста», которого представляют истинно верующим. Однако на личности и жизни «политического исламиста» вовсе не отражается исламская этика, он эксплуатирует ислам как инструмент для достижения политических целей. Между тем, человечество нуждается в мусульманах, руководствующихся исламом в своей собственной жизни. Примерные мусульмане такого типа в прошлом способствовали распространению ислама. Они рассматривались как «спасители» от политического, религиозного, военного и экономического давления. Они были единственной надеждой гонимых и угнетенных. Именно эти образцовые мусульмане распространяли ислам не военной силой или оружием, а с помощью доброй воли и в традициях Ахль аль-Байт.
Действительно ли Запад рассматривает созданный им политический ислам как опасность? Нет, поскольку политические исламисты действуют в соответствии с ценностями западной цивилизации. С этой точки зрения для западного мира они ни при каких условиях не представляют угрозы. Создающие опасность мусульмане - истинные мусульмане, которые отрицают западную цивилизацию и сводят с ней счеты. В сущности, действительный конфликт ислама и западного мира происходит на цивилизационном уровне. И это конфликт, который наблюдается с самого возникновения ислама. Период холодной войны частично скрыл конфликт, а с ее окончанием данное противоречие вновь обострилось.
В этой связи в 1990-е годы Запад возродил тезис о «столкновении цивилизаций». Именно так Бернард Льюис в опубликованной в 1990 году статье определил конфликт между исламским и западным миром. Хантингтон отмечал, что идеология или экономика не останутся основными источниками конфликта в мире будущего, и добавлял: «Важнейшие конфликты глобальной политики произойдут между народами и обществами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций будет определять глобальную политику, а линии разлома между цивилизациями станут линиями будущих фронтов». Историк ислама Рой Моттахедех (Гарвардский университет) опроверг положение Хантингтона и заметил, что в его теории не принимаются во внимание различия между мусульманами. В качестве примера Моттахедех указал на политических исламистов, признающих западную правовую систему и демократию. По мнению таких мыслителей, как Моттахедех, особую значимость представляет соблюдение политическими исламистами демократии. Тогда какими бы они ни были радикальными, их можно перевоспитать и подчинить.
Итак, по рассматриваемому вопросу проводится множество исследований, организуются встречи, круглые столы и конференции на темы, посвященные исламу и политике. Один из многих тому примеров - международная конференция "Ислам и политика в современном исламском мире" проведенная директором Центра исследований Ближнего Востока Гарвардского университета Надавом Сафраном. Предметом отдельных размышлений является вопрос о том, почему финансирование этой и подобных конференций осуществляется ЦРУ, а также - какова роль политических исламистов в такого рода мероприятиях. Найдя ответы на эти вопросы, мы приблизимся к возможности более отчетливо увидеть наше будущее.