Шесть лет назад Китаю удалось сбить один из своих спутников, что стало тревожным звоночком для всех восточноазиатских государств, которые активно вкладывали деньги в создание научно-исследовательских спутников, спутников связи и спутников дистанционного зондирования Земли. В это же время это событие привлекло пристальное внимание Америки, Японии, Австралии, Индии и других стран, для которых спутники, выполняющие телекоммуникационную, разведывательно-наблюдательную, навигационную (в том числе как основной элемент систем глобального позиционирования, используемых для наведения ракет и точечного бомбометания) и иные функции – важная часть оборонного комплекса.
В 2008 году, через год после китайских испытаний противоспутникового оружия, американцы запустили со своего крейсера переоборудованную ракету ПРО, которая на высоте в 250 км над Тихим океаном сбила свой нефункционирующий шпионский спутник. Вашингтон заявил, что целью этой акции было предотвращение возможного вреда, который этот спутник, размером с небольшой автобус, несущий, к тому же, груз ядовитого горючего, мог бы причинить в случае падения на землю.
Этой же теме была посвящена статья Майкла Ричардсона, старшего научного сотрудника в сингапурском Институте исследования Юго-Восточной Азии, опубликованная в газете «The Japan Times». В ней аналитик писал, что, хотя основной целью освоения космоса на протяжении всего этого долгого времени и было получение военного преимущества, но вплоть до сегодняшнего дня космос не был зоной, в которой действительно размещалось или использовалось какое-либо оружие. Однако подобная тенденция в развитии космических технологий может подвести нас к очень опасной границе: если война придет в космос, то неминуемо произойдет скачок геополитической напряженности. При этом некоторые западные аналитики считают, что Китай снова планирует провести испытание оружия, способного сбивать спутники, повреждать их или же мешать их нормальному функционированию.
Значит, мы действительно стоим на пороге эпохи, когда будут возможны космические войны? Когда у космического оружия будет возможность поражать как космические, так и наземные цели? В 2012 году, в ходе доклада о военном потенциале Китая перед американским Конгрессом, представители Министерства Обороны США отметили, что Китай «сейчас ставит перед собой масштабную цель: в случае возникновения кризиса или какой-либо конфликтной ситуации иметь возможность нарушить или полностью предотвратить функционирование космических систем противника».
В действительности, испытание Китаем противоспутникового оружия не начало новую эпоху, а скорее положило ей конец: больше космос не будет поделен между двумя основными державами. До этого момента лишь два государства, Советский Союз и Америка, уже поражали космические цели в ходе схожих испытаний. Однако последний раз, когда Америка проводила подобные испытания, относился к 80-м годам прошлого века.
Есть основания полагать, что испытания 2007 года – не первый и не последний раз, когда Китай тестировал соответствующие технологии. 11 января 2010 года был совершен запуск еще одной ракеты, схожей с прототипом 2007 года, но в этот раз запуск был обозначен как испытание наземной системы ПРО. Перехват цели произошел на гораздо более низкой, по сравнению с 2007 годом, орбите, примерно на высоте в 250 км, и целью была боеголовка межконтинентальной баллистической ракеты, а вовсе не спутник.
Однако и ракета-перехватчик противоспутникового назначения, и ракета-перехватчик системы ПРО функционируют в надатмосферном пространстве, то есть, по международному стандарту, на высоте свыше 100 км над уровнем моря. С технической точки зрения, в их строении нет особой разницы.
В архивах внешней переписки Госдепартамента США, оказавшихся в марте 2011 года в открытом доступе благодаря Wikileaks, есть и материалы, посвященные теме китайских противоспутниковых испытаний. Согласно этим данным, Китай устраивал пробные запуски ракет-перехватчиков противоспутникового назначения уже в 2004 и 2005 годах. Помимо этого, в своем докладе Конгрессу США представители Пентагона в 2012 году отметили, что в ходе последних двух лет работа китайских спутников на близкой дистанции строилась по все более и более сложным схемам, чему не было дано никакого официального объяснения.
Сейчас Китай планирует разместить еще больше своих спутников как на низкой и средней, так и на высокой орбитах. Эти новые спутники гражданского и военного применения поставят Китай вровень с Россией и Америкой, укрепят его положение в качестве третьей космической державы. При этом надо помнить, что хотя Договор о космосе, подписанный в 1967 году, и запрещает размещать в космосе любое оружие массового поражения, он вовсе не запрещает размещение на космических аппаратах противоспутникового вооружения.
В попытке разрешить противоречие, возникшее между Америкой, Китаем и Россией, Европейский союз, заручившись поддержкой более чем 40 государств, выступил с инициативой создания «Кодекса поведения в космическом пространстве». Европейский союз надеется уже в 2013 году выпустить окончательный текст этого добровольного кодекса. Цель этой инициативы – положить конец засорению околоземного пространства космическим мусором, развивать международное сотрудничество в освоении космоса и, в конечном итоге, создать «мирную, безопасную и предсказуемую космическую среду». Однако вызывает сомнение, что документ, не предусматривающий никаких санкций для нарушителей, может положить конец гонке космических вооружений.
Впрочем, есть все основания полагать, что, поскольку Китай по уровню своей зависимости от спутников все больше приближается к Америке и России, залогом мира может стать тот факт, что стабильность в космическом пространстве будет гораздо более выгодна всем трем сторонам, нежели любой конфликт – логика та же, что и во время Холодной войны, когда страх перед взаимным уничтожением удержал человечество от ядерной катастрофы.
Перевод выполнил Кокорев Федор.