В конце прошедшего года социологи религии преподнесли неожиданный сюрприз. Масштабное исследование, проведенное службой «Среда», показало, что к прихожанам Русской Православной Церкви относит себя 41% россиян, а не 70–80%, как неоднократно получалось в результате соцопросов других служб. Именно на восьмидесятипроцентный показатель долгие годы ссылается сама Церковь. При этом по итогам исследования «Среды» 25% россиян заявили о себе как о «верящих в Бога, но конкретной религии не исповедующих». Ранее такой пункт в соцопросах не встречался, зато давно известен на Западе.
Выполняя заказ «Среды», фонд «Общественное мнение» опросил в 2012 году 56 900 человек в 79 регионах России. Выборка очень крупная и гораздо более репрезентативная, чем обычные замеры общественного мнения (например, опросы ВЦИОМа и Левада-центра базируются на выборке в 1600 человек в 46 субъектах Федерации). Опрошенным предлагалось выбрать один из предложенных вариантов ответа на вопрос об их религиозной идентификации, и обнаружилась сенсация: пункт «я исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви» в ходе опроса выбрал лишь 41% респондентов. Между тем, начиная с середины 1990-х годов, в ходе социологических опросов к православным верующим относили себя свыше 60% опрошенных. На протяжении нулевых годов эта цифра держалась выше 70%. Например, по данным опроса ВЦИОМ в марте 2010 года, к православным причислили себя 75% россиян, по данным опроса Левада-Центра в декабре 2009 года – 80%. Впрочем, и тогда у социологов возникали сомнения в реальности такого числа верующих. В марте 2010 года глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин отметил, что цифры в 70–80% православных «демонстрируют социальную идентичность, национальную идентичность, укорененность в национальной и семейных традициях, но не уровень воцерковленности» среди жителей России. По сути, исследование «Среды» подтвердило это ранее недоказанное ввиду отсутствия материала предположение.
При этом служба «Среда», созданная в 2011 году, не раз демонстрировала свой настрой на сотрудничество с РПЦ. Представители Церкви, в том числе официальные персоны, регулярно выступали ее экспертами, а координатор службы Алина Багрина ранее возглавляла социологическую службу Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата. Даже то исследование, о котором идет речь, «Среда» представляла при участии главы Информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела Вахтанга Кипшидзе. Видимо, поэтому широко разошедшийся в СМИ результат «Среды» в Церкви не отвергли с ходу, а попытались обратить в свою пользу. «Очевидно, многие наши соотечественники теперь осознают, что недостаточно повесить дома икону или один раз в году приходить за святой водой в храм, чтобы заявлять о своей принадлежности к Церкви. В определенной степени такое критическое отношение к собственной церковности – один из результатов просвещения», – говорится в публикации Кипшидзе на сайте журнала «Фома». По его мнению, никакого противоречия в цифрах нет: «Служба «Среда» выдает нам сравнительно большую цифру – 25% тех, кто считает себя верующим без религии. Разумеется, при более мягких критериях многие, если не все из них, назвали бы себя православными». Основанием для потенциального воцерковления, по мнению Кипшидзе, можно считать то, что каждый десятый из «верующих без религии», доверяет Патриарху Кириллу. Остюда, дескать, следует, что это также «люди, сохраняющие православную культуру и идентичность, которые слышат пастырский голос Церкви», в связи с чем тут имеется широкое поле для православной миссии. В целом же, считает Кипшидзе, «если суммировать верующих, которые, по версии «Среды», принадлежат к РПЦ, и часть верующих «без религии», то мы получим примерно те же 70–80%», число, которым на протяжении многих лет оперируют социологи и Церковь при оценке своей паствы.
С такой трактовкой предпочла согласиться и «Среда», заявив на своем сайте, что «не ставит под сомнение достоверность результатов… когда к «православным по самоидентификации» себя относит 70–80% россиян». «Численность «церковных людей» (то есть не только православных по самоидентификации, но и дополнительно декларирующих свою принадлежность к Церкви), очевидно, является меньшей, чем численность считающих себя православными», – говорится в публикации на сайте «Среды». Далее следуют рассуждения о «нехватке храмов и церковного попечения» среди россиян, чем якобы и объясняется большое число тех, кто не связывает свои убеждения с православием.
Однако такой довод был бы уместен, если бы речь шла о людях, называвших себя верующими христианами, но не членами конкретной Церкви. Но дело в том, что по данным, которые были оглашены на пресс-конференции «Среды» в агентстве «РИА «Новости», лишь 1,5% опрошенных в ходе исследования заявили, что «исповедуют православие, но не принадлежат ни к РПЦ, ни к старообрядцам», еще 4,1% – что «исповедуют христианство, но не считают себя ни православными, ни католиками, ни протестантами». 25% россиян, «верящих в Бога, но не принадлежащих ни к какой религии», явно не соотносили себя даже с невоцерковленными православными верующими и вообще с христианами, так что попытка причислить их к таковым походит на подгонку результата под желаемый. При этом официальные представители РПЦ, по сути, подтвердили, что очень большая (около трети) часть россиян, относящих себя в ходе соцопросов к их пастве, себя православными и христианами вообще не считает. Этот результат можно объяснить популярным, восходящим еще к Достоевскому стереотипу «русский – значит православный», на основе которого в нулевые годы в речевом обиходе Церкви даже появился спорный термин «этнический православный», по аналогии с этническими мусульманами. Но к религиозным убеждениям такая идентификация отношения не имеет.
Подобная религиозная группа хорошо известна западным социологам, обычно называющим ее «религиозно неопределившиеся» (religiously unaffiliated). По данным «мирового атласа религий», в минувшем декабре представленного на сайте авторитетной американской службы Pew Research Center, 1,1 млрд. человек, или 16,3% населения мира на сегодняшний день относятся к этой категории верующих (что лишь вдвое уступает числу христиан в мире и в полтора раза – числу мусульман). «Многие самостоятельно приходят к каким-то религиозным или духовным убеждениям (таким как вера в Бога или Мировой Дух), при том что они не идентифицируют себя с той или иной религией», – отмечают авторы Pew Center. В Соединенных Штатах, по их данным, «религиозно неопределившихся» насчитывается 59 млн. человек, или 16,4% от общего числа населения; среди взрослых число таковых еще выше – 19,6%. Схожие цифры в Европе. В Германии «религиозно неопределившихся» обнаруживают 24,7% от общего числа граждан, во Франции – 28,0%. Так что Россия, которую служба «Среда» на основании проведенного исследования охарактеризовала как «постсекулярное» общество, действительно показывает результаты, схожие с современной ситуацией в Европе и Северной Америке.
Реальная воцерковленность даже заявивших себя «исповедующими православие и членами Русской Православной Церкви» россиян, как показывают данные соцопроса «Среды», невелика. Лишь 4% из них исповедуются у священника раз в месяц и чаще, 5% участвуют в жизни приходской общины, 8% прочли Евангелие. В процитированной выше публикации представителя Синодального информационного отдела Вахтанга Кипшидзе говорилось, что из данных других исследований «известна цифра… в 3–5% людей воцерковленных, живущих полноценной религиозной жизнью». По выводам «Среды», среди православных верующих в России наблюдается повышенная концентрация (в сравнении с населением страны в среднем) людей старше 60 лет, и пониженная – в возрасте 18–30 лет. Эти данные близки к современным западным показателям. Согласно опросу, проведенному в 2012 году Французским институтом общественного мнения (Institut Francais d’Opinion Publique, IFOP) для католической газеты La Croix, опубликованному в октябре на сайте издания, в настоящее время посещают мессу каждое воскресенье лишь 5% католиков (если их определять по факту крещения, то католики составляют 80% населения Франции). При этом среди крещеных католиков в возрастной группе старше 65 лет воскресную мессу посещают каждую неделю 15%, в возрасте 50–64 лет – 3%, 35–49 лет – 2%, 25–34 лет – 1%, 18–24 лет – 0%. Во Франции это объясняется гораздо более высоким уровнем веры в 1950–1960 годы. Еще в 1961 году мессу посещали каждое воскресенье 35% католиков, составлявших 92% населения страны. С тех пор религиозность сильно упала.
Получается, что и в России религиозность сохраняется преимущественно среди людей, сформировавшихся как личности полвека назад, несмотря на то, что тогда происходили хрущевские гонения на веру, а сейчас царит повсеместная свобода совести и реализуются масштабные проекты строительства храмов и увеличения числа епархий.