Туфли на высоком каблуке далеко не всегда были атрибутом женской моды. Напротив, изначально они были элементом обуви для мужчин.
Обувь на высоких каблуках мало подходит для практического употребления - в таких туфлях невозможно долго ходить, и кажется, что они вообще не для этого созданы.
Так и есть, говорят историки культуры.
«Высокие каблуки в течение многих веков были распространены на Ближнем Востоке, где они использовались как компонент ездовой обуви», - говорит Элизабет Семмелхак, сотрудница Музея обуви фирмы «Батя» в Торонто.
Из Персии
Ездовые сапоги на высоком каблуке были привычными для персидской кавалерии.
«Когда всаднику надо было встать на стременах, каблук помогал ему зафиксировать эту позу для того, чтобы прицелиться из лука», - рассказывает Семмелхак.
В конце XVI века персидский шах Аббас I располагал самой мощной кавалерией в мире на тот момент. Шах стремился укрепить свои связи с Западной Европой в поисках союзников в его противостоянии с Османской империей.
В 1599 году Аббас отправил первое персидское посольство в Европу - его дипломаты посетили тогда царствующие дворы в России, Норвегии, Германии и Испании.
Мода на все персидское распространилась тогда по всей Европе. Европейская знать особенно увлеклась персидскими мотивами в одежде и обуви. Сапоги на высоких каблуках казались европейским аристократам экзотикой и символом мужественности.
На неровных и грязных улицах городов средневековой Европы такая обувь была абсолютно непрактичной, но именно это и привлекало к ней европейских дворян.
Непрактичность этой обуви служила признаком высокого социального статуса. Людям, которые носили такую обувь, не приходилось пахать землю и много ходить. Их уделом было гарцевать на породистых лошадях.
Король Франции Людовик XIV был одним из первых коллекционеров такой обуви. Миниатюрный - всего 163 см, - он добавлял к своему росту целых 10 см за счет каблуков.
Нередко каблуки его туфель украшались изображениями батальных сцен.
Королевские туфли были неизменно красного цвета, символизирующего мужество и воинственность, а также богатство - красные красители стоили дорого.
Мода на высокие каблуки вскоре пересекла Ла-Манш. На портрете короля Карла II, написанном к коронации в 1661 году, монарх изображен в красных туфлях на высоком каблуке по французской моде, хотя Карл-то был высоким мужчиной ростом в 185 см.
От переодевания к Просвещению
Примерно в те же годы среди европейских женщин стала распространяться мода на мужскую одежду.
«В 30-е годы XVII века женщины стали коротко стричь волосы и носить эполеты, - рассказывает Семмелхак. - Они курили трубки и носили мужские шляпы с широкими полями. Именно тогда они освоили высокие каблуки - это тоже было частью стремления придать женской моде оттенок мужественности».
Эта мода продержалась до начала Просвещения, когда в Англии стали распространяться новые идеи, основанные на рационализме. Подчеркивание сословных привилегий стало считаться неприличным, а мода начала больше ориентироваться на соображения практичности.
Английские аристократы к началу XVIII века стали отказываться от ношения драгоценностей, одежды ярких расцветок и необычной обуви. Различия в одежде мужчин разных социальных слоев становятся менее заметными, но при этом усиливается контраст между модой мужской и модой женской.
«Это было связано с распространением представлений о том, что мужчины могут стать гражданами благодаря образованию и воспитанию, - отмечает Элизабет Семмелхак. - Женщины, напротив, считались тогда существами эмоциональными, сентиментальными и необучаемыми. В их одежде все чаще проявляются иррациональность и высокие каблуки являются тому примером».
Высокие каблуки к 1740 году решительно вышли из моды среди английских мужчин. А после Великой революции во Франции спустя 50 лет их перестали носить и женщины.
Фактор порнографии
Снова вошли они в моду уже в середине XIX века, и главную роль в их возрождении сыграла только что появившаяся тогда фотография.
Одними из первых фотографию освоили тогдашние порнографы, которые приступили к массовому производству фотоизображений обнаженных женщин в классических позах, но при этом водруженных на туфли с высокими каблуками.
Элизабет Семмелхак считает, что именно этот эротический компонент сделал высокие каблуки столь привлекательными для многих женщин.
В 70-е годы прошлого века некоторые рок-звезды мужского рода щеголяли в сапогах на высокой платформе, а ковбойские сапоги с высоким каблуком были популярны и среди мужчин и среди женщин с 1960-х годов.
Но в целом высокие каблуки полностью вышли из мужской моды. Это положение может измениться снова, как считает Элизабет Семмелхак, но для этого придется ждать наступления полного равенства полов.