Газета "Наш Мир" br> Как заявил на научном портале LiveScience руководитель исследования
антрополог из университета штата Калифорния в Лос-Анджелесе Кларк
Барретт, человек «очень хорошо умеет определять психическое состояние и
содержании мыслей других людей: их переживания, желания и, как в данном
случае, знания». «Таким образом, это может сыграть важную роль в
передаче духовных ценностей, культурных норм и в социальном обучении».
Как сообщает LiveScience, до этого ученые
считали, что способность угадывать мысли других появляется у детей в
более старшем возрасте.
Результаты исследования были
опубликованы 23 января в разделе В научного сборника «Тезисы
Королевского научного общества» (Proceedings of the Royal Society: B).
В
рамках своих исследований ученые изучили 91 ребенка из Китая, Фиджи и
Эквадора в возрасте от 19 месяцев до пяти лет. Исследователи провели
классический тест, называемый «задачами на понимание ложных убеждений».
Согласно этому тесту, человек заходит в комнату и прячет там какой-то
предмет.
Затем в комнату заходит другой человек и в
тайне от первого перекладывает предмет себе в карман. После этого первый
человек возвращается в комнату, при этом ребенка спрашивают, где, по
его мнению, человек, первым спрятавший предмет, будет его искать.
По
мнению авторов LiveScience этот тест очень непростой, «поскольку для
его выполнения детям необходимо иметь модель психического состояния» или
способность прогнозировать поведение другого человека. На западе
большинство детей к четырем-семи годам (по крайней мере, согласно
исследованиям) в состоянии сказать, что первый человек будет искать
предмет там, где он его спрятал.
В исследованиях,
проводившихся до этого, ученые изучали поведение детей более младшего
возраста, поэтому результаты, по их мнению, оказались неточными из-за
культурных различий, поскольку мнение ребенка не всегда получалось
выяснить вербально. Как разъясняет LiveScience, «во многих обществах у
родителей не принято задавать детям риторические вопросы вроде «Что
делает корова?», если взрослым ответ известен».
В
недавнем исследовании, чтобы выяснить, понимают ли дети ролевую игру,
ученые использовали оба метода – они задавали вопрос и наблюдали за
движениями глаз ребенка – всякий раз малыши смотрели туда, где был
спрятан предмет.
|