Газета "Наш Мир" br>
В истории человечества это самая массовая миграция: население Китая
перебирается в города настолько стремительно, что к 2030 году примерно
каждый восьмой житель планеты будет жить в китайском городе.
Из-за
такого колоссального притока населения в городах образуется самая
многочисленная в мире колония жителей трущоб. Уже сейчас в Китае
насчитывается 220 миллионов рабочих-мигрантов. Эти рабочие живут без
«хукоу» - специальной прописки, позволяющей китайцам покупать квартиры
или отправлять детей в государственные школы. Без такой прописки эти
рабочие у себя дома превратились в граждан второго сорта и живут в
убогих комнатушках на окраинах городов – зимой без отопления, а жарким
летом – в духоте. Жилища эти перенаселены, люди живут в тесноте, в их
распоряжении только общественные туалеты, окруженные кучами мусора.
Некоторые
из них живут в огромных городских подвальных помещениях, в которых
снимают комнаты без вентиляции – там на всех не хватает кроватей, и они
вынуждены спать по очереди. А другим приходится жить на территории
фабрик и заводов – рядом с рабочими местами в помещениях, наспех
приспособленных для ночлега, или в палатках рядом со стройплощадками.
Прошлым летом в одном из дорогих районов Пекина – рядом с элитными
домами вырос палаточный городок. Строители спали в зеленых армейских
палатках, сушили одежду на веревках, протянутых вдоль тротуаров, а по
вечерам играли в настольный теннис.
«Этим людям
постоянно диктуют все новые правила игры», - говорит Том Миллер (Tom
Miller), автор книги «Миллион китайских горожан: рассказ о самой
массовой миграции в истории человечества» (China’s Urban Million: The
Story Behind the Greatest Migration in Human History). Миллер работает
редактором ежеквартального издания по вопросам экономики Китая China
Economic Quarterly, в Китае он живет с 2002 года, и за это время побывал
в 85 китайских городах. В его книге приведено хронологическое описание
этого бурного роста городского населения и того, как подобная миграция
повлияла на жизнь городов.
Он считает, что это влияние
пока нельзя назвать положительным. Города, по его словам – это «черт-те
что». Пространство в них распределено нерационально, существует
множество проблем с уличным движением, повсюду грязь, на тротуарах зияют
ямы, куда падают пешеходы. К тому же, города просто некрасивые.
Как
считает Миллер, часть вины лежит на Советском Союзе, который развернул
строительство громадных зданий и бесконечных проспектов, среди которых
человек чувствует себя букашкой. В китайских городах тоже стараются все
строить «не хуже», чем в Пекине с его огромными памятниками,
олицетворяющими власть. Например, бескрайние просторы площади
Тяньаньмэнь с ее многочисленными огнетушителями (чтобы участникам
демонстраций протеста было неповадно, если им вдруг захочется поджечь
себя), или Дом народных собраний, что раскинулся на площади 171,8 тысяч
квадратных метров и в своем зале может вместить 10 тысяч человек.
«Коммунисты,
в отличие от других людей, не способны на ностальгические чувства», -
отмечает Миллер. А это значит, что они совершенно не считают нужным
сохранять, скажем, древние городские стены. «Им важно строить на будущее
и создавать такие города, которые станут, в основном, центрами
производства. Главное в коммунистическом городе – функциональность».
И
города в Китае строились в расчете на то, что люди будут жить там же,
где и работают, и никогда никуда ходить не будут. «Но когда происходит
изменение строя, и наступает капитализм, люди начинают совершать разные
покупки, им приходится передвигаться по городу, и привычная модель
(города) вдруг становится неэффективной», - говорит Миллер.
Представители быстро растущего в Китае среднего класса хотят
разглядывать витрины магазинов «Gucci», покупать BMW и кататься за
городом на современных велосипедах с фиксированной передачей.
А
города не меняются – они лишь становятся больше. Такие города, как
Чунцин (Chongqing), манят к себе миллионы крестьян из провинции, и к
2010 году их население увеличится с 10 миллионов до 20 миллионов
жителей. Эти крестьяне поменяют на государственное жилье свои дома и
небольшие земельные участки, не дававшие особых урожаев, и переедут в
городские квартиры.
«Для тех работников, у которых
нет умений и навыков, которые могли бы пригодиться в городе, такое
переселение может стать лишь катастрофой - считает Миллер. – Если я
крестьянин и поселился в новом высотном доме,… там будет негде держать
кур, а сам я не смогу найти работу. Я не умею жить в городе. И в
результате такого переселения образуется класс второсортных жителей,
которые не в состоянии влиться в общество, нормально жить и работать».
|