В преддверии президентских выборов в Таджикистане, намеченных на ноябрь этого года, местные политики пытаются привлечь на свою сторону трудовых мигрантов, без денежных переводов которых страна давно бы столкнулась с серьезными социальными потрясениями.Согласно официальным данным, выходцы из Таджикистана, работающие за рубежом, отправили своим семьям в прошлом году 3,8 миллиарда долларов, что составило 47% от ВВП страны.
Однако, как говорят эксперты, гастарбайтеры, число которых, по разным данным, колеблется от одного до двух миллионов человек, практически не влияют на политическую жизнь страны.Подальше от политики?
«Таджикские трудовые мигранты для правительства страны – это островок спасения. Существующего госбюджета без поступлений от мигрантов не хватило бы даже на существование правительства и бюджетного аппарата. Возрос бы уровень преступности. Причина в безысходности, бездействии и безработице. И стране не миновать бы тогда смены власти и революций», - сказал Рахматилло Зоийров, лидер социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ).«Правительственные структуры неодобрительно относятся к попыткам оппозиционных политических сил вести работу среди мигрантов, но сможет ли официальный Душанбе, как и прежде, заручиться поддержкой большинства своих соотечественников на предстоящих выборах, сказать сложно», - говорит Абдулло Давлатов, председатель Союза таджиков России.
По его словам, ухудшение социально-экономического статуса мигрантов и ужесточение миграционного законодательства России не добавляют популярности таджикским властям среди мигрантов.«Политическая активность наших соотечественников растет. Дорожают продукты первой необходимости, очень мало новых рабочих мест создается в самом Таджикистане, что в итоге сказывается на мигрантах. Предвыборная кампания будет непростой. Властям придется конкурировать с новыми политическими группами, а учитывая, что чиновникам пока не удается управлять процессом современными способами, выборы будут напряженными», - подчеркивает Абдулло Давлатов.
Мигранты хотят реформЭксперты отмечают, что некогда абсолютно аполитично настроенные гастарбайтеры начали интересоваться политикой. Если раньше возможность заработать хоть какие-то средства для родных, оставшихся на родине, была чуть ли не единственной проблемой рабочих, то теперь они все чаще говорят о необходимости реформ.
«За активностью мигрантов можно наблюдать в социальных сетях. Мигранты качественно меняются. Некоторые из них имеют уже неплохие доходы, возможность следить за информацией. Это уже не те гастарбайтеры 90-х годов, которые жили в одной большой общаге и зарабатывали исключительно работой на стройках», - подчеркнул Мухиддин Кабири, глава Исламской партии Возрождения страны (ПИВТ).С позицией лидера исламистов согласен мигрант Шамсулло Кабиров, который около 10 лет трудится в России.
«Миграция – это ведь не только благо, как говорят таджикские власти, это разделенные расстоянием семьи, растущие без отцовского внимания дети, стареющие жены. Наконец, это люди, которые лет через 20 уже не смогут работать в таких условиях, они стареют, а у них нет ни профессии, ни образования, ни пенсии на родине. И мы уже начинаем задумываться об этом. Мы хотим перемен, устав от монотонности», - считает Шамсулло.Между тем, политолог Парвиз Муллоджанов полагает, что ждать активного проявления гражданской позиции от мигрантов преждевременно.
«Основная масса трудовой миграции – это простые граждане, у которых сейчас только одна проблема - как заработать на кусок хлеба и как обеспечить свои семьи. Им не до политики», - поясняет он.Выборы и интернет
Политические партии Таджикистана сетуют на ограниченные финансовые ресурсы. По их мнению, это становится основным препятствием для ведения предвыборной агитации среди мигрантов. Находясь далеко от дома, многие из них не имеют возможности знакомиться с программами политических движений и их деятельностью.Однако политолог Парвиз Муллоджанов считает, что недостаток финансов не всегда является определяющим фактором слабой популярности конкурентов президента Рахмона. Он уверен, что его потенциальные соперники на выборах не имеют сильной предвыборной программы.
«У таджикской миграции есть своя специфика - она сильно разделена по региональному и местническому признаку. Политические партии тоже находят сторонников из числа мигрантов по тому же принципу. Объединить всех мигрантов сможет только сильный харизматический лидер, которому будут доверять. Однако пока оппозиционные партии тоже ничего нового предложить мигранту не способны», - говорит Муллоджанов.Вместе с тем он напоминает, что главным источником информации для большинства мигрантов сейчас является интернет. Причем используется он не только для общения с родными и друзьями, но и для получения альтернативной информации о стране и обсуждения актуальных проблем с соотечественниками как в самой стране, так и за ее пределами.
Современные информационные технологии доступны и для политических партий Таджикистана, у которых нет особых средств для продвижения своих программ другими путями.«По причине финансовых трудностей политические партии не могут позволить себе посещение всех российских регионов, где трудятся наши граждане. Сторонники компартии работают с мигрантами, так как они сами являются мигрантами, причем много лет находятся в миграции», - говорит лидер таджикских коммунистов Шоди Шабдолов.
Право голосаПринятый несколько лет назад закон о выборах резко критиковался оппозиционными партиями и международными организациями. В частности, за дискриминационное отношение к трудовым мигрантам и политическим беженцам из Таджикистана.
Согласно законодательству, президентом страны может стать лишь таджикский гражданин, проживший здесь последние 10 лет.При этом большинство гастарбайтеров и политических оппонентов нынешней власти последние 10 лет находятся за пределами страны, поэтому практически лишены права избираться на высший государственный пост.
«Этот пункт в таджикском законе появился для отсечения неугодных лиц от выборного процесса», - заметил Рахматилло Зоийров, лидер СДПТ.Кроме того, права голоса фактически лишены многие мигранты, работающие в России и Казахстане, поскольку избирательные участки обычно открываются только в городах, где есть дипломатические представительства страны.
Таким образом, на прошлых президентских и парламентских выборах проголосовать смогла лишь относительно небольшая группа таджикских мигрантов, находящихся в России.«Обычно голосование за пределами страны проходит под жестким контролем посольства и других государственных структур. Чиновники не очень заинтересованы в прозрачности выборов. У них своя задача - добиться победы действующего президента. Поэтому весь выборный процесс берется под контроль», - уверен политолог Шокирджон Хакимов.
Тем временем, наблюдатели отмечают, что политическая активность и грамотность трудовых мигрантов растет, и властям в будущем будет сложнее держать под контролем настроения своих граждан, которым приходится большую часть времени проводить вне пределов своей страны. Со временем, полагают эксперты, голос мигрантов будет решающим не только в экономике, но и в политике страны.