Газета "Наш Мир" br> Говоря о будущем нашего общества, мы сталкиваемся с одной из самых
сложных проблем – как обеспечить стабильное и комфортное существование
за счет оптимизации плотности населения городов, что в США обычно
означает количество жителей на квадратную милю или количество домов на
квадратный акр. В разросшихся пригородах, застройка которых началась во
второй половине XX века, плотность населения, как правило, была
небольшой. Но, несмотря на тогдашнюю популярность жилья в пригородах и
довольно высокий спрос на рынке недвижимости, многочисленные
исследования показали, что именно это и стало причиной повышения
интенсивности автомобильного движения, уровня выбросов углекислого газа,
загрязнения атмосферы и водоемов, а также вредного воздействия на
здоровье человека.
И все же, причиной целого ряда
характерных проблем является высокая плотность населения. Среди
отрицательных последствий – шум, транспортные пробки и даже заторы на
пешеходных тротуарах (что, возможно, само по себе скорее является
предметом шуток, чем экологической проблемой), возникновение локальных
очагов скопления отходов и загрязнения атмосферы, и, помимо прочего,
оторванность от природы. Я неоднократно подчеркивал, что если мы хотим
сохранить рыночный подход к развитию пешеходной доступности, необходимо
более внимательно относиться к этим проблемам. Важно обеспечить
оптимальную плотность населения и знать, какому населенному пункту
придавать соответствующие городские черты.
В некоторой
степени, именно это и стало темой нового исследования в области
градостроения. У меня есть свои претензии к объектам исследования с
низкой плотностью населения и той категоричности, с которой законодатели
подходят к вопросам функционального зонирования городских территорий,
но, если честно, ни экологи, ни защитники идеи разумного расширения
городов даже не попытались с этим разобраться.
Не
думаю, что будет справедливо критиковать лучшие из предложенных
вариантов решения этих проблем, не предложив чего-то получше. Дело в
том, что в большинстве случаев в предлагаемых проектах рассматривается
лишь набор параметров вроде «плотность населения + транспорт +
многофункциональность + велосипедные полосы + снижение привлекательности
автотранспорта и парковок» - чем этих параметров больше, тем лучше, а
все остальное – «не наши проблемы».
Я на это смотрю
иначе. Честно говоря, нам нужны более сложные и более тщательно
проработанные решения. Пусть они будут труднодостижимыми или
привязанными к конкретному месту, но они тоже могут сыграть свою важную
роль в создании более совершенных условий для жизни наших детей, нас
самих и нашей планеты.
И в поисках путей решения этих
проблем следует учесть то, что, как показали вышеупомянутые
исследования, с одной стороны, расширение пригородов с низкой плотностью
населения привело к катастрофической интенсификации автомобильного
движения и увеличению загрязнения атмосферы выхлопными газами и водоемов
вредными стоками. И, с другой стороны, по достижении относительно
высокого уровня плотности населения этих пригородов все попытки
устранить эти экологические последствия становятся все менее
эффективными. А, следовательно, в данном контексте подобные поселения
несостоятельны. На мой взгляд, увеличение численности жителей городов с
недостаточной плотностью населения должно происходить постепенно и
умеренными темпами. И оно должно сопровождаться существенным снижением
воздействия плотности населения на местные условия окружающей среды.
С
учетом всего сказанного, есть и будут города и районы, которые по всем
меркам можно будет отнести к густонаселенным. Что же необходимо сделать
для того, чтобы сделать эти города как можно более пригодными и
комфортными для жизни? Urban Land Institute (ULI) –
экспертно-аналитический центр в сфере землепользования и недвижимости –
предлагает несколько решений. Недавно опубликованный доклад ULI называет
«10 принципов существования густонаселенных и пригодных для жизни
городов» (10 Principles for Livable, High-Density Cities):
1. Планирование в расчете на дальнейший рост и модернизацию
- «В густонаселенном городе единственным решением является
использование каждого квадратного сантиметра драгоценной земли с
максимальной эффективностью. Однако архитекторам и градостроителям
следует делать это так, чтобы не сделать город тесным и непригодным для
жизни».
2. Поощрение многообразия и толерантности
- «В густонаселенных городах, где люди живут в непосредственной
близости друг к другу, важно обеспечить создание условий, в которых
разнообразие не приводило бы к разногласиям».
3. Приближение природы к человеку
- «Привнося в жизнь города элементы живой природы, можно сгладить
жесткий урбанистический ландшафт и создать для жителей оазисы,
позволяющие отвлечься от бешеного ритма большого города». В докладе
упоминается город Сингапур, чей центр по созданию комфортных и
безопасных условий жизни в крупных городах (Centre for Livable Cities)
участвовал в софинансировании упомянутого исследования. В этом
густонаселенном городе была разработана «стратегия повсеместного
озеленения, а парки и водоемы превращены в популярные места активного
отдыха горожан… Сегодня проведено озеленение почти половины городской
территории, что не только сделало город более красивым, но и позволило
улучшить качество воздуха и ослабить жару в условиях тропического
климата».
4. Строительство бюджетных многофункциональных жилых комплексов
- «Возможность комфортно жить в районе компактной застройки,
сравнительно автономном и обеспеченном всей необходимой инфраструктурой,
вполне может скрасить существование в большом городе. При высокой
плотности культурно-рекреационное обустройство города становится более
экономически выгодным».
5. Повышение эффективности публичного пространства
- Зачастую участки земли, прилегающие к объектам городской
инфраструктуры или окружающие их, не используются и пустуют… Идея
заключается в том, чтобы задействовать все городское пространство, в том
числе площади вокруг объектов инфраструктуры, и сделать их
многофункциональными, полезными для разных категорий людей.
6. Приоритетное развитие экологически чистого транспорта и строительства - «Повсеместное сокращение потребления энергии и энергозависимости способствует привлекательности городов».
7. Ослабление эффекта плотной заселенности путем чередования зданий различной высоты и озелененных разделительных территорий
- «Не обязательно, чтобы в густонаселенном городе возводились только
высотные здания, стоящие вплотную друг к другу. В Сингапуре высотные
здания удачно чередуются с малоэтажными постройками, что позволяет
придать городу более самобытный силуэт и уменьшить ощущение
загруженности пространства».
8. Создание пространств повышенной безопасности
- «Ощущение безопасности и защищенности является важным показателем
качества жизни». Городские власти должны улучшать визуальный контроль за
публичным пространством и помогать обеспечивать безопасность в
кварталах города и пригородах.
9. Поощрение инновационных и нетрадиционных решений
- «По мере роста населения и расширения границ города возникают
территориальные проблемы и нехватка ресурсов. Часто приходится искать
нетрадиционные подходы к решению этих сложных задач. В целях обеспечения
водоснабжения в Сингапуре разработали и запатентовали систему
регенерации сточных вод NEWater, позволяющую снабжать город питьевой и
технической водой, соответствующей санитарно-гигиеническим и
промышленным нормам».
10. Содействовать формированию социального партнерства
- «Поскольку земельные участки располагаются в непосредственной
близости друг от друга, строительство на одном из них может сразу же
создать неудобства для жителей соседнего участка. Городские власти и
собственники должны действовать сообща и следить за тем, чтобы их
действия не стали причиной снижения качества жизни других людей».
По
словам специалистов центра ULI, приведенные в публикации 10 принципов
были разработаны во время работы двух научно-практических конференций,
которые проходили в 2012 году на базе сингапурского центра ULI и его
отделения для азиатско-тихоокеанского региона. В конференциях приняли
участие 62 специалиста – гуру, эксперты и практики в различных областях
градостроения и урбанистики.
|