Газета "Наш Мир" br> Atlantico: На форуме Netexplo , который состоялся в парижской
штаб-квартире ЮНЕСКО, было представлено 100 цифровых инноваций.
Вырисовываются ли определенные тенденции на этот год? Если да, то
какие?
Жюльен Леви: Очень непросто
выявить главные тенденции среди огромного множества инноваций различных
стартапов, университетов и ассоциаций со всех уголков мира на самые
разные темы. Тем не менее, даже в этом огромном разнообразии
прослеживаются некие общие линии: всего их мы насчитали шесть, и они
выстраиваются вокруг трех главных вопросов.
Первый из
них – это облачные технологии, причем это касается в больше степени не
технической стороны облака (делокализация и объединение ресурсов и
мощностей по обработке информации), а непосредственного использования. В
настоящий момент просматривается множество облачных проектов, которые
предлагают различные ресурсы и возможности в сети для заботы о ваших
вещах, вашем здоровье и вас самих. Они могут направить вас в нужном
направлении, придать вам уверенности. Это тенденция «Cloud Care»
(Облачная забота).
Среди многочисленных примеров стоит
отметить бельгийский стартап CareSquare, который организует уход на
дому за нуждающимися в посторонней помощи пожилыми людьми. Для этого он
обеспечивает связь с различными сетевыми ресурсами и наблюдение
специалистов. Теперь облако может не только следить, но и наблюдать за
людьми, для их же собственного блага! В этом процессе человек может
стать как действующим лицом наблюдения, так и его предметом: это
касается, например, распространения технологий распознавания лиц или
добровольного согласия на наблюдения в обмен на персонализированные
услуги и прочие преимущества.
Второй вопрос касается
распространения «коллективного интеллекта», общественного мнения в сети,
отзывов потребителей… «Официальные» эксперты надолго подорвали доверие к
себе, однако общественное мнение в сети вовсе не обладает той
прозрачностью и честностью, которую многие приписывают ему. Нам
прекрасно известно, что оно порождает массу ложных или ошибочных
сведений, тогда как использование Web 2.0 в маркетинге 2.0 вызывает
опасения насчет манипулирования коллективным интеллектом. В результате
появляется множество проектов, которые стремятся «вернуться к фактам»
(это наша третья тенденция), вести борьбу с фальшивыми аккаунтами и
ложными сведениями, проверять мнения в сети. Как бы то ни было, эти
попытки не всегда выглядят убедительно. Отбросить видимое значит «найти
настоящее» (четвертая тенденция) с помощью технологий. Мы видим
невероятную изобретательность в инновациях, которые могут раскрыть
действительность для людей с нарушениями органов чувств. Существуют
технологии, которые по одному лишь голосу могут диагностировать болезнь
Паркинсона и степень ее развития. У таких технологий имеются огромные
терапевтические перспективы, однако они открывают и пугающие
возможности: речь идет об анализе тела человека с тем, чтобы получить
сведения о его мыслях, поведении, здоровье. Он больше не сможет ничего
скрыть.
Наконец, последний вопрос касается всех
инициатив по переосмыслению взаимодействия человека и машины с тем,
чтобы сделать его как можно более гладким и прозрачным. Продолжением
этой тенденции может стать движение к миру, в котором положения «в сети»
и «не в сети» настолько переплетутся друг с другом, что различия
потеряют всяческий смысл. Это может касаться как использования видеоигр в
терапевтических целях, так и своего рода «кукол для взрослых»: она
может представлять собой нечто вроде подушки в форме человека, в которую
можно вставить свой смартфон, и говорить с близким человеком,
прижавшись к нему и слушая биение его сердца (его ритм будет задаваться
на основе голосового анализа). И что это будет, кукла или же воплощение
находящегося вдали человека? Самое удивительное в этих тенденциях то,
что они всегда туманны, они сулят огромные преимущества и в то же время
поднимают серьезные вопросы насчет тревожных последствий, которые они
могут повлечь за собой.
- Как проводится исследование этих тенденций?
-
Я получаю множество досье и документов по инновациям и выстраиваю на
этой основе гипотезы. Нередко они оказываются совершенно ошибочными.
Так, например, я был убежден в формировании тенденции ухода из сети,
освобождения от социальных сетей, однако ничего подобного в
действительности так и не произошло. В других случаях тенденция просто
бросается в глаза в силу огромного количества досье и документов. Когда
пытаешься узнать больше о тенденции, то начинаешь разбираться в
иллюстрирующих ее документах: иногда выходит, что они не подтверждают
тенденцию (может быть, она не относится к данному вопросу или же вообще
куда менее устойчива, чем это может показаться на первый взгляд), а
иногда возникают моменты, которые делают тенденцию на порядок сложнее и
интереснее.
Тенденция – это интерпретация и,
значит, она всегда субъективна. В то же время она опирается на факты
(огромное разнообразие инноваций по всему миру) и взаимодействует с
ними, то есть не является необоснованной. Такая игра фактов и концепций
крайне интересна. Мы не занимаемся перспективным прогнозированием: мы не
можем сказать вам, каким будет будущее через пять лет. Мы пытаемся лишь
определить существующие в данный момент тенденции: некоторые из них
наберут ход, другие угаснут, третьи изменятся. В целом, шесть тенденций
отхватывают две трети Netexplo 100 (по мне, это хороший результат,
потому что я не вижу смысла в добавлении седьмой тенденции для охвата
еще 5%) и девять инноваций из десятки лидеров.
- Какие средства используются в Netexplo для поиска и отбора цифровых инноваций со всего мира?
-
У Netexplo существует сеть специалистов по всему миру. Боле чем 20
экспертам (многие из них – работники университетов, которым помогают их
студенты) было поручено найти оригинальные проекты, в которых
используются информационные технологии. В некоторых случаях (это
касается, например, электронных татуировок) речь идет о технологических
инновациях с широкими возможностями для дальнейшего применения. В других
случаях все вертится вокруг новых способов использования уже
существующих технологий. Эти специалисты работали на всех континентах, В
Африке, Латинской и Южной Америке, Европе и Азии, и нашли почти 1000
инновационных решений. Все они изучаются, некоторые быстро отсеиваются,
тогда как другие анализируются уже намного внимательнее, пока не
остается всего лишь 100. Далее из этих 100 группа экспертов отбирает
десятку лучших, а затем партнеры Netexplo называют победителя. В этом
году главный приз заслуженно достался электронным татуировкам.
|