Почти через два года после начала мятежа против режима Башара Асада в Сирии, война пришла на израильский порог.
Солдаты и жители Голанских высот на протяжении последних нескольких дней могли наблюдать бои между сирийской армией и оппозицией всего в нескольких километрах от границы.
Ни у кого нет сомнения в том, что рано или поздно, война выплеснется через границу. Израиль, относительно войны мятежников с Асадом испытывает двоякие чувства. С одной стороны, война подорвала мощь сирийской армии. Бывший шеф израильской военной разведки Амос Ядлин говорит, что в результате гражданской войны сирийская армия, в качестве конвенциональной угрозы Израилю, перестала существовать.
С другой стороны, важно не свержение Асада, а "следующий день", который, в сирийских специфических условиях, может растянуться на несколько лет. Поэтому, израильская армия вынуждена сейчас спешно разрабатывать новую доктрину "сирийской нестабильности". Израиль также обеспокоен возможным трансфером сирийского оружия массового поражения "Хизбалле" или тем, что оно будет захвачено джихадистскими суннитскими группировками, воюющими с Асадом.
В этих условиях, Израиль вынужден более активно действовать и в Сирии, и в Ливане. Главным индикатором являются действия ВВС ЦАХАЛа в небе Ливана и якобы совершенный израильскими самолетами рейд против военной лаборатории в Дамаске. Через три недели после бомбардировки Дамаска сирийские государственные СМИ опубликовали информацию о том, что ВВС Сирии сбили израильский беспилотник на границе Сирии и Ливана, и даже публикуют фото (подробнее об этом можно прочитать здесь).
Офицеры Северного Командования предсказывают, что после падения Асада силы глобального джихада попытаются превратить Голаны в свою базу, наподобие Синая в Египте. Бригадный генерал Тамир Хайман оценивают ситуацию как "развивающуюся угрозу". На границе, подразделения резервистов были заменены регулярными элитными частями.
Армия теперь определяет границу с Сирией как эзор сфар – приграничный регион, характеризуемый вакуумом власти. В этих условиях гораздо труднее реагировать на возможные приграничные атаки. Израильские офицеры говорят о возможных ответных рейдах в Сирию или установлении "мертвой зоны" – наподобие той, что была установлена на границе с Газой.
Израильские аналитики предсказывают, что, в лучшем случае, в конце концов, в Сирии придет к власти правительство суннитского большинства, ориентированное на Турцию и деспотии Залива. Этого, однако, следует ожидать в долгосрочной перспективе, а сейчас ЦАХАЛ вынужден готовиться к сдерживанию сирийского хаоса на границе.