Известие об уходе Йозефа Ратцингера, Папы Римского Бенедикта XVI, потрясло христианский мир. Бенедикт был первым немцем, выбранным главой Святого Престола, и первым понтификом со времен Целестина Пятого (XIII век), самостоятельно сложившего полномочия.
Вопрос о наследнике стал для Римской католической церкви (РКЦ) — самой многочисленной религиозной организации в мире, насчитывающей 1,2 млрд членов, не только абсолютной неожиданостью, но и поводом к размышлению о будущем католицизма в мировом масштабе.
Сегодня Католическая церковь в своем консервативном мировоззрении является успешной моделью в Африке, Азии и Латинской Америке: число ее последователей там растет. В развитых странах Европы, наоборот, именно консервативный концепт РКЦ обуславливает как потерю паствы, так и утрату одобрения либеральной общественности.
Бенедикт XIV оставляет после себя непростое наследие. Новый глава церкви столкнется с противоположными течениями в РКЦ — консервативно настроенными церковными институтами Африки, Южной Америки и Азии и ожидающим либерализации Западом (Европой). Будет ли это выбор в пользу нелегкого синтеза двух течений, или доминирование одного из них — покажет выбор Ватикана, который будет сделан в предпоследнюю неделю марта.
Католическая церковь уже два тысячелетия является успешным религиозным и мировоззренческим концептом, включающим главенство Римского Папы, строгую иерархию, единую литургию, традиционный календарь святых праздников и социальную, гуманитарную деятельность.
Традиционным католикам в Латинской Америке, Африке чуждо и непонятно недовольство, которое испытывают европейские приверженцы католицизма. Вряд ли им близки проблемы, например, Католической церкви в Германии, уже долгое время подвергающейся критике из-за консервативной, но лицемерной сексуальной морали; скандалов из-за насилия над несовершенолетними послушниками католических монастырей, а так же запрета однополых браков, что приводит к массивой потере доверия и симпатии к католицизму.
Если посвящение в женщин и гомосексуалов в священники рассматривается католическим югом как "предательство" Церкви, то в Европе подобное консервативное отношение к религиозной инстанции считается анахронизмом.
Парадокс ситуации, в которую попала РКЦ, заключается в том, что именно в фигуре Папы Римского лежит как сила, так и слабое место католицизма.
Ватиканский престол объединяет Римскую католическую церковь но, в то же время, именно это критикуется либеральным ее крылом как "заржавевшая" привязка к структурам, предопределяющая фальшь и бесперспективность РКЦ.
В долгосрочной перспективе, проблема Ватикана заключается в том, что сообщество Католической церкви — исторически европейского института — в большинстве своем находится за пределами Европы.
Консерватизм в развивающихся странах — основная составляющая идентичности Церкви как института, функция которого состоит в консолидации постколониальных обществ. В Европе РКЦ, по традиции, продолжает оставаться сильной в Италии (откуда, возможно и будет избран Папа), Ирландии и Польше — да и то, лишь в ее сельской местности.
Даже в Баварии, наиболее католической земле ФРГ, католицизм все больше напоминает приверженность к фольклорному костюму, а посещение церкви проходит в формате осмотра достопримечательностей.
Чтобы понять, насколько критично положение Католической церкви в Германии, достаточно посетить воскресную службу: храм заполнен на четверть, прихожане, в основном, — пенсионного восзраста. Вопрос уже не в том, как сделать католичество привлекательным для молодого поколения, a как сохранить статус-кво.
В последние годы Католическая церковь Германии вызывает много критики со стороны общественности. Недавний трагический случай молодой женщины еще больше подорвал доверие к Церкви: в клинике, находящейся под патронажем церкви, ей, ставшей жертвой изнасилования, было отказано в экстренной гестагенной контрацепции, что вызвало широкий скандал.
До сих пор "заминаются" скандалы, связанные с сексуальным насилием над несовершеннолетними в монастырях.
Смычка между государством и церковью состоит еще и в обязательстве немецких граждан к уплате церковного налога. Многие католики Германии не покидают церковь, иначе им придется отказаться от таких религиозных ритуалов, как крещение, исповедь, венчание, отпевание...
Кроме того, в Германии церковь перестала быть политической силой, какой она была несколько десятилетий назад — аспект христианства присутствует в названии Христианско-Демократического Союза, ХДС (главой этой партии является нынешний канцлер Ангела Меркель) или состоящего с ним в коалиции баварского Христианского Социалистического Союза, ХСС. Трудно представить себе, что консервативные партии будущего в Германии будут оперировать христианскими атрибутами — это было бы абсурдно, рассматривая мультиэтнический и мультирелигиозный характер электората Германии.
То ли потому, что покидающий престол Папа — немец, то ли потому, что проблема с католической верой в Германии особенно остра, вопрос будущей перспективы РКЦ стал острым для немецкой общественности. Немецкие католики желают преодоления кризиса доверия к католической церкви, хотя позиции Рима и католических кардиналов Германии уже давно расходятся в вопросах регулирования деторождения и мер по предотвращению нежелательной беременности.
Институт католической церкви в Германии поддерживает реформы, которые доказали бы способность церкви к модернизации и либерализации. Таковыми являются отмена запрета на введение женщин в чин священнослужителя, запрета на бракосочетание священников и отрицания развода — католическая церковь не признает ни брачный разрыв, ни второй брак.
Насколько эти реформаторские пожелания будут реализованы новым главой РКЦ, сказать сложно. Ситуация с выборами в Ватикане парадоксальна — несмотря на то, что Католическая церковь все больше приветствует новых членов вне Европы, шансы на провозглашение Папой одного из европейских кардиналов достаточно велики. Постулат "глас народа — глас божий", как ни странно, в данном случае не учитывается.
Сегодня потенциальными кандидатами на папский престол называются бразильский кардинал Одилиу Шерер, который окормляет 42% всех католиков мира, живущих в Латинской Америке, канадец, бывший архиепископ Квебека Марк Уле; венский архиепископ Кристох Шенборн, миланец Ангело Скола и, впервые в истории, африканец, кардинал из Ганы Питер Турксон.
Не исключено, что Конклав, руководствуясь именно консервативными убеждениями, выберет следующим Папой итальянца — миланского архиепископа Ангело Скола.
Пока католический мир размышляет о политической ориентации будущего Папы, католические иерархи уже определили "свои" критерии: следующий Папа будет семидесятилетним европейцем, и… вряд ли реформатором.
Екатерина Махотина