Газета "Наш Мир" br>Более 2.5 лет ушло на оружейную сделку со 100-процентным по ясности
исходом - Саудовская Аравия, пожелав приобрести современное оружие,
однозначно выбрала США.
Для Эр-Рияда $30 млрд (если точно, то $29.38 млрд) - не деньги. Но есть нюансы – их много и они затрагивают многие страны мира.
Прежде всего – у кого хотели и могли арабы приобрести оружие? Только у США.
В октябре 2010 года они сообщили, что запланировали закупить американского оружия на рекордные $60 млрд.
Что хотели приобрести?
Современные истребители. Современные – это F-22 и F-35. Других в этом разряде нет, и не предвидится.
Raptor
F-22 – очень интересный самолет, номер его поколения – твердое 5, но
его технологическая реализация не удалась – он вышел дорогим, сложным в
эксплуатации, если угодно – показательным, а не боевым. В итоге – он
снят с производства и является рекордсменом по части быстроты закрытия
производства.
Из F-35 американцы убрали все лишнее, доработали
наземное обслуживание – диагностика происходит «от одной кнопки» и
известно, что она – в отличие от большинства систем и устройств
самолета, является секретной. В коммерческом, разумеется, отношении.
99% аналитиков – и автор этих строк в том числе, были уверены - Эр-Рияд приобретет «самое-самое»...
Но он купил самое простое, хотя и старое, но боеспособное и надежное.
Он
купил 84 новых тактических истребителя поколения 4+ (а не 4 – как пишут
СМИ). Имя машины - F-15SA, где SA – означает Саудовская Аравия.
Полное
имя - Макдоннел-Дуглас F-15 Eagle, военная должность - всепогодный
тактический истребитель, год рождения – 1972, принят на вооружение в
1976 году.
F-15 собирают на заводах Boeing. Произведено к
настоящему времени – более 1700 машин. Стоимость - $28-30 млн. Это –
сегодня, а 20 лет назад он стоил $55 млн.
С этой машиной американцы вдоволь поэкспериментировали. Она оказалась подходящей площадкой для исследований.
F-15 - облегченный и неокрашенный вариант, установил 8 мировых рекордов скороподъёмности.
Модель
F-15S/MTD был переоборудован в экспериментальный самолет, на котором
проводили исследования систем управления. Одна из машин была оснащена
двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным
оперением. А исследования аэродинамики на модели F-15 MANX -
экспериментального самолета F-15 без хвостового оперения, привели к
тому, что эту идею в те времена надолго похоронили... До рождения
беспилотных аппаратов.
Есть у этой машины и любопытный
коммерческий тренд: F-15 исследовали на предмет адаптации базовой
авионики к применению в условиях конкретных стран. И обеспечили себе
рынок на будущее, отнять который у американцев другим странам вряд ли
удастся.
Даже, как показала продажа истребителей Саудовской
Аравии, другим американским фирмам, таким как мировые гиганты Lockheed
Martin, Boeing и General Dynamics.
F-15 имеет несколько
экспортных модификаций. Это - F-15E Strike Eagle - для ВВС Греции, F-15I
Ra’am (Гром) - для ВВС Израиля, F-15K Slam Eagle - для ВВС Кореи,
F-15SG - для ВВС Сингапура и теперь F-15S - для ВВС Саудовской Аравии.
Любопытно – еще одним обладателем F-15 является Турция, но специальной маркировки «турецкий вариант» истребителя не получил.
Мало
кто обратил внимание на унижение турок летом 2011 года, когда сами же
они растрезвонили на весь мир, что получили от США коды, которые,
дескать, позволят теперь читать им информацию с израильских
истребителей.
Неучи... Лучше бы о своем позоре молчали. Подобных
кодов не существует, а получили они коды программ своей авионики с целью
ее изменения и доработки. И не более того.
Хотя СМИ представили
это как провал израильских ВВС. Я не говорю о российских СМИ – они-то,
понятное дело, я говорю о нелепости публикаций русскоязычных израильских
СМИ. Ко мне обращались израильтяне с вопросом – что теперь будет.
Эта
«пика» в отношении Израиля тем более смешна, что израильские компании в
значительной степени трансформировали авионику F-15, подогнав ее под
свои нужды. Большинство модификаций носят системный, а не локальный
характер, приняты главным разработчиком машины, и теперь устанавливаются
на истребители, выпускаемые в последние годы.
В том числе, надо полагать – и на саудовские машины.
Если
уж речь зашла об Израиле, то можно заметить – современный F-35 также
имеет элементы израильской авионики, благодаря чему Израиль получил
небывалую скидку на покупку этих машин.
Истребители F-15 –
старые, но опытные. И особенно большой опыт – в применении их на Ближнем
Востоке, в частности, в Персидском заливе.
F-15SA «заточены» под нужды саудовской армии, более того – под военные действия против персов.
Можно
поручиться – в их электронных мозгах описаны все до единой известные
цели на территории Ирана. И они способны автоматически распознавать их,
получать подтверждение точности, и атаковать – до тех пор, пока оптика
не убедится в том, что цель полностью поражена.
Почему саудиты не взяли намного более совершенный – и умный - F-35? Из-за цены? У саудитов так вопрос никогда не стоит.
Возможности «35» намного выше, он невидим для радаров, обладает такими знаниями, что не каждый человек имеет. Так, почему?
Как
бы ни был F-35 умен, его надо эксплуатировать и им надо управлять. И
если инженеров-эксплуатационников саудиты могут с легкостью купить, то
летчиков – нет. Нельзя... По международным правилам, которые саудиты по
отношению к «братьям», хотя и шиитам, нарушить не могут. А уровень
собственных пилотов никудышный. По словам одного из американских
курсантов на одном из форумов в Интернете, «саудиты хорошие ребята, но
научить их пилотированию невозможно».
В итоге, летать саудиты, которых «научить невозможно», будут на истребителях F-15S - на них и учиться-то нечему.
В указанную сумму контракта входят боеприпасы и запчасти, обучение и логистика, а также обслуживание техники.
Американцы заявляют - данная сделка призвана обеспечить стабильность в Персидском заливе и на всем Ближнем Востоке.
Стабильность?
Улыбнемся... Хотя, быть может, это несколько и отрезвит ядерные амбиции
персов – война таким образом существенно приблизится к их границам.
Есть
вопросы. Пригласят ли саудиты к себе израильтян – для обучения пилотов,
настройки и обслуживания техники? Или израильские эскадрильи – при
необходимости проведения атаки, переберутся на почти «родные» площадки?
Или, при необходимости - израильтяне-добровольцы получат арабские имена и
будут летать на F-15S?
Американцы особо подчеркивают - поставка
новых вооружений в Саудовскую Аравию не приведет к тому, что Израиль
потеряет военное превосходство в регионе.
Так ли это? Есть в этой
сделке нечто интересное - Саудовская Аравии – к своим 180 старым F-15,
получает машины новейшей модификации Silent Eagle, которая оснащена
технологией Stealth.
Если в перспективе конфликта между
израильтянами и саудитами не будет, то военное превосходство Израиля в
регионе нарушено не будет, в противном случае – ни в чем в отношениях с
арабскими странами нельзя быть заранее уверенными, ситуация может
существенно осложниться – Израиль пока не обладает опытом ведения
военных действий против невидимок. Необходима дополнительная
соответствующая техника. Во всяком случае, такой представляется на
сегодня ситуация.
А вот саудиты - помимо новых истребителей, по
секретному протоколу в рамках заключенной сделки получат также 190
атакующих вертолетов Apache и Black Hawk, ракеты, радары и приборы
ночного видения.
Отчетливо видно - Саудовская Аравия готовится к
войне: американская компания Rosenbauer - крупнейший в мире
производитель пожарного оборудования, поставит в эту страну 1125
пожарных машин, оборудованных цистернами, лестницами, гидравлическим
спасательным оборудованием, пожарные катера и насосные станции. Сумма
сделки - $320 млн.
Вы хотя бы одну статью в мировой прессе об этом противостоянии прочитали?
Зато
о готовящейся израильской атаке пишут день и ночь. И лидер –
израильская пресса. Цель? Внести напряжение? Или «на правах рекламы» от
иранских спецслужб? Или, наоборот – чтобы вооружение саудитов –
подготовка к войне, прошли в тени?
Как видите – не прошли...
|