Газета "Наш Мир" br> Методы общения цветов очень сложны, сообщается в новом
исследовании, результаты которого были опубликованы 21 февраля в
Science Express группой ученых Бристольского университета. Эта работа
впервые сообщает о том, что опылители, такие как шмели, способны
улавливать и распознавать электрические сигналы, передаваемые
растениями. Однако, чтобы объявление было усвоено оно должно быть
получено и понято целевой аудиторией.
Цветы зачастую имеют яркий окрас, узоры и выделяют сильные ароматы
для привлечения опылителей. Исследователи бристольской школы
биологических наук под руководством профессора Дэниела Роберта (Daniel
Robert) обнаружили, что помимо этого у растений есть аналог неоновой
вывески — система электрических сигналов, которые помогают обмениваться
информацией с насекомыми. Эти импульсы могут работать совместно с
другими сигналами привлекательности, увеличивая возможности цветка в
рекламном бизнесе.
Растения, как правило несут отрицательный заряд и окружены слабым
электрическим полем. С другой стороны пчелы несут на себе положительный
заряд до 220 Вольт, поскольку летают по воздуху и благодаря трению о
мельчайшие частицы взвешенной пыли теряют электроны. Когда пчела
подлетает к цветку искры нет, но возникает небольшая электрическая сила,
которая потенциально может передавать информацию.
Электроды, размещенные исследователями в стеблях петунии показали,
что при приземлении пчелы заряд цветка изменяется и остается таким в
течение нескольких минут. Возможно, таким образом растение сообщает
пчелам, что другие насекомые уже посещали его. К своему удивлению ученые
обнаружили, что шмели могут уловить и понять разницу между
электрическими полями разных цветков. Кроме того, пчелы быстрее понимают
разницу между окрасом растений, когда присутствует электрическое поле.
Каким же образом насекомым удается обнаружить электрическое поле?
Пока это неизвестно, но учёные предполагают, что это происходит из-за
щетинок, подвергающихся воздействию электростатической силы, такой же,
которая действует на волосок на экране старого ЭЛТ-телевизора.
Профессор Роберт добавил «последнее, чего хотелось бы цветку —
привлекать пчел и не давать при этом нектара, это пример честной
рекламы. Пчелы хорошо обучаемы и могут потерять интерес к таким
неблагодарным цветам, также как и человек теряет интерес к курению
приобретая жидкость для электронных сигарет. Совместная эволюция
растений и насекомых имеет долгую и познавательную историю, поэтому
возможно в сегодняшнем открытии этой сложной связи нет ничего
удивительного».
|