Американские и британские знаменитости выступили в защиту российского миллиардера и лондонского газетного магната Александра Лебедева, которому грозит пятилетний тюремный срок за то, что во время телевизионного шоу он ударил другого олигарха по лицу.
Подобно западным знаменитостям, которые в 1960-е и 1970-е годы направляли в Политбюро письма с просьбами о снисхождении по отношению к советским диссидентам, актеры Хью Грант (Hugh Grant), Кевин Спейси (Kevin Spacey) и Джон Малкович (John Malkovich) лично написали характеристики в пользу г-на Лебедева.
«Хотя, возможно, он неблагоразумно отреагировал на умышленную и очевидную провокацию, его нельзя назвать ни жестоким, ни опасным человеком», - отметил г-н Малкович в своем письме, написанном от руки.
«Всем известна его щедрость и уважительное отношение к честности в журнализме и в обществе», - написал г-н Спейси, который работал с г-ном Лебедевым и г-ном Малковичем во время Чеховского фестиваля в Крыму четыре года назад.
Г-н Грант охарактеризовал его как «хорошо образованного человека и филантропа, который вызывает восхищение у многих жителей Соединенного Королевства», добавив при этом, что с г-ном Лебедевым они знакомы уже 10 лет.
Г-н Лебедев получил рекомендательные письма от драматурга Тома Стоппарда (Tom Stoppard), декана Вестминстерского аббатства, а также руководителей ряда школ и монастырей России, которым он регулярно оказывает финансовую помощь.
Драки на телевидении – достаточно распространенное явление в России, где реалити-шоу нередко заканчиваются потасовками. В прошлом году в одном из эпизодов «Дома-2», реалити-шоу, созданного на основе идеи британского «Большого Брата», его участницу госпитализировали с диагнозом сотрясение мозга, после того как другая участница телешоу ударила ее головой о кафельный пол на кухне.
Тем не менее, г-н Лебедев подвергся беспрецедентному судебному преследованию, после того как он ударил Сергея Полонского, магната в сфере недвижимости – преследованию, которое, по словам г-на Лебедева, объясняется его оппозиционной деятельностью, а также тем, что он финансирует московскую «Новую Газету», которая известна своими репортажами о коррупции кремлевских чиновников.
Г-н Лебедев, бывший агент КГБ, ныне живущий в Лондоне, является владельцем газет The Evening Standard и Independent.
До скандального телешоу он и г-н Полонский никогда прежде не встречались, однако неприязнь между ними возникла еще тогда, когда г-н Лебедев, депутат российского парламента до 2007 года, начал расследование деятельности г-на Полонского, в частности его предположительно незаконных сделок с недвижимостью. Большую часть телевизионного шоу г-н Полонский оскорблял своего оппонента, который утверждает, что действовал в порядке «самозащиты».
Согласно тексту обвинительного акта против г-на Лебедева, семерым следователям потребовалось 14 месяцев, чтобы подготовить дело к рассмотрению в суде. По мнению г-на Лебедева, это дело чрезмерно раздуто. «Это предельно простое дело, в зале присутствовали 120 свидетелей», - заметил он, имея в виду аудиторию студии, которая присутствовала при драке, показанной по телевидению в сентябре 2011 года.
Вместо того чтобы предъявить г-ну Лебедеву обвинение в простом нападении, российская прокуратура выдвинула против него обвинение в «хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной, политической, расовой, этнической или идеологической ненависти». Судебные слушания по этому делу могут начаться уже в марте.
Г-н Лебедев утверждает, что теперь прокуратуре необходимо доказать, что его действия были продиктованы «ненавистью».
«Как можно ненавидеть человека, которого вы видели всего раз в жизни?» – удивляется г-н Лебедев. Он добавил, что их «контакт состоял из его предложения ударить меня по лицу, нескольких жестов и нескольких грубых выражений», прозвучавших до начала программы.
Связаться с г-ном Полонским нам не удалось, поскольку в настоящее время он находится в камбоджийской тюрьме. По некоторым данным, накануне Нового года он вступил в перепалку, в результате которой, как сообщили сотрудники полиции Камбоджи, он и его друзья удерживали в заложниках шестерых моряков, а затем после бурной ночи заставили их прыгнуть в океан.
Г-н Полонский излагает свою собственную версию этих событий в своем блоге, признавая при этом, что во время инцидента он вел себя «эмоционально». Его адвокат в Москве отказался ответить на телефонные звонки наших репортеров.
«Хулиганство» - это политически окрашенное слово, которое ассоциируется с политически мотивированными судами над советскими диссидентами. Неопределенный характер российского законодательства делает эту статью идеальной для судей, которым «нужно вынести приговор», как утверждает Алексей Макаркин из московского Центра политических технологий.
«Если понадобится, вы сможете доказать все, что вам захочется, - говорит он. – Когда речь идет о политически мотивированных делах, можно найти самые необычные прецеденты».
По его словам, обвинение в хулиганстве часто фигурировало в политически мотивированных делах против диссидентов: самым известным среди них стал Владимир Буковский, ныне проживающий в Кембридже, которого признали виновным в антисоветском поведении и хулиганстве в 1975 году.
«Эта статья довольно расплывчата, поэтому факт хулиганства очень просто доказать. Ее можно использовать, чтобы вынести человеку приговор в виде как 10 часов общественных работ, так и пяти лет тюремного заключения», - добавляет г-н Макаркин.
В августе 2012 года участницы панк-группы Pussy Riot были признаны виновными в хулиганстве, после того как они исполнили непристойную песню в московском храме Христа Спасителя.
По словам г-на Лебедева, его финансовая помощь «Новой Газете» и оппозиционные взгляды привели к тому, что у него появилось множество врагов. Одним из них, по его мнению, является Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета, который выдвинул обвинение против него в сентябре 2012 года. Г-н Лебедев считает, что это ответная реакция на инцидент, произошедший в июле 2012 года, когда редактор «Новой Газеты» обвинил г-на Бастрыкина в том, что тот угрожал жизни журналиста после публикации одной из статей.
Спустя несколько дней г-н Бастрыкин и главный редактор «Новой Газеты» Дмитрий Муратов решили уладить свои разногласия и даже обнялись, что совершенно нехарактерно для российской общественной жизни, переполненной тестостероном.
«Я сказал, что человек устал, что он был пьян, и давайте об этом забудем», - говорит г-н Лебедев, который, тем не менее, уверен, что г-н Бастрыкин принял решение отомстить.
С тех пор г-н Бастрыкин никак не комментировал этот инцидент.
По словам г-на Лебедева, он уже в течение нескольких месяцев не финансирует «Новую Газету», «потому что в финансовом смысле они стали самостоятельными», хотя это решение многим кажется вполне обдуманным шагом, рассчитанным на то, чтобы смягчить образ оппозиционера, пока нам ним нависла такая угроза.
Судебное разбирательство пока откладывается в связи с тем, что в настоящее время у прокуратуры нет возможности должным образом известить г-на Полонского о предстоящих слушаниях, хотя его присутствие на них необязательно. Г-н Лебедев предложил внести залог за г-на Полонского, чтобы тот смог присутствовать на суде.
Когда г-на Лебедева спросили, не жалеет ли он о том, что ударил г-на Полонского, он ответил довольно уклончиво: «Мне жаль, что люди увидели во мне агрессивного человека, который бьет других по любому поводу. Однако если вы разберетесь в причинах, вы поймете, что ситуация должна выглядеть совершенно иначе».