Климат на пороге переломного момента. Если потеплеет ещё на несколько десятых градуса, вечная мерзлота бескрайних просторов Сибири начнёт безудержно таять. Результатом станут попадание в атмосферу значительного количества парниковых газов и масштабное повреждение российской инфраструктуры, в том числе трубопроводов, по которым природный газ идёт в Европу.
Арктика нагревается быстрее остальной планеты, и климатологи устали предупреждать, что это ещё больше ускоряет изменение климата. В этом регионе хранятся огромные запасы органического углерода — в основном в форме многолетнемёрзлого грунта и ледяных клатратов, в которых заперт метан (мощный парниковый газ).
Омуляхская и Хромская губы у юго-западного берега Восточно-Сибирского моря. Снимок сделан 15 мая 2009 года американским спутником Landsat 5. Обратите внимание на термокарстовые озёра, образованные тающей вечной мерзлотой.
Сибирская вечная мерзлота представляет особую опасность. Если едома начнёт таять, её уже не остановить, ибо почвенные микроорганизмы примутся поедать углерод и производить тепло, способствуя дальнейшему таянию. Таяние едомы — это и есть тот самый переломный момент.
И впервые учёные взялись предсказать, когда это произойдёт. Антон Вакс из Оксфордского университета (Великобритания) и его коллеги реконструировали 500 тыс. лет истории сибирской вечной мерзлоты. Мы уже знаем, как в этот период росла и падала среднемировая температура, как ледовые щиты приближались и отступали, так что оставалось лишь смоделировать реакцию на эти процессы сибирского грунта.
На самом деле это не так-то просто, ведь прямых данных на этот счёт нет и надо искать косвенный метод. Поэтому исследователи посетили шесть пещер, расположенных с севера на юг практически на одной линии. Две из них находятся под жаркой пустыней Гоби, ещё три — в районе, где встречаются пятна вечной мерзлоты, а последняя — на краю Сибири в зоне сплошной вечной мерзлоты.
Учёные сосредоточили внимание на сталагмитах, которые растут только при наличии воды в пещере. Если грунт заморожен, воды нет. Таким образом удалось составить летопись изменений температуры над пещерами. И в сáмой северной из них сталагмиты росли только однажды — во время особенно тёплого межледникового периода, 424–374 тыс. лет назад. Среднемировая температура была тогда на полтора градуса выше среднего показателя последних 10 тыс. лет. Иными словами, сегодняшняя вечная мерзлота станет уязвимой, когда глобальное потепление превысит эти самые полтора градуса.
Когда же это произойдёт? С 1850 по 2005 год температура планеты выросла на 0,8 °C, если верить докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата от 2007 года. Даже если завтра человечество прекратит выработку парниковых газов, в течение следующих двадцати лет потеплеет ещё на 0,2 °C. Но этого прекращения, конечно, не случится: выбросы только увеличиваются. Более того, строятся новые электростанции, работающие на ископаемом топливе, а это значит, что мы будем дымить ещё несколько десятилетий как минимум.
Каковы последствия? У Тима Лентона из Эксетерского университета (Великобритания) наибольшую озабоченность вызывает ландшафт. Здания и инфраструктура зачастую строятся в Сибири на жёстком фундаменте вечной мерзлоты, который неминуемо ослабнет. Что будет дальше с дорогами и городами, представить нетрудно, и это будет страшно.
Отсыревшая вечная мерзлота приведёт также к тому, что резко возрастёт стоимость технического обслуживания и содержания трубопроводов.
Что касается метана, то его выбросы достигнут 160–290 млрд т в углекислом эквиваленте. На самом деле это не очень много по сравнению с тем, что уже выбрасывает человек. Опасения по поводу того, что парниковые газы, хранящиеся в вечной мерзлоте, приведут к масштабной эскалации глобального потепления, многие учёные считают преувеличенными. Мы способны погубить себя без посторонней помощи.
Результаты исследования опубликованы в журнале Science.