Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
США не должны допустить повторения советского сценария
Газета "Наш Мир"
I. Во всём виноваты Советы

Недавно «The Economist» опубликовал статью Тамима Ансари, афгано-американского писателя и преподавателя. Материал называется «Опиум - это валюта». Автор высказывает некоторые мысли по поводу прошлого, настоящего и будущего родины, которую он давным-давно покинул (с 1964 года живёт в США).

По его мнению, история Афганистана часто прерывается. «Прерывание» наступает примерно каждые сорок лет при очередном вторжении или оккупации. История страны сложилась так, что самодержец или центральная элита пыталась завоевать собственный народ, а внешние силы эту историю усложняли.

Самым известным внутренним завоевателем является эмир Абдуррахман-Хан (1880-1901), также известный как Железный Амир. Это зловещая фигура, говорит Ансари. Он переселил многих людей из одной части страны в другую, вероятно, тем самым предупредив возможность восстания. Он создал тайную систему шпионажа, распространившуюся по всей стране. Затем он создал ещё одну шпионскую сеть, которая шпионила за шпионами.

Позднее другой правитель, Аманулла, радикальный реформатор 1920-х годов, за десять лет решил сделать всё то, что люди западной культуры хотят видеть в Афганистане сегодня. Он попытался расширить права и возможности женщин и освободить их, и он старался ввести в стране светское образование. Однако в конечном итоге это вызвало негативную реакцию. Он был свергнут, и Афганистану пришлось начинать всё заново.

В период с 1930 по 1975 гг. из-за «холодной войны» афганские лидеры играли в нейтралитет. В эти годы в Афганистане под контролем правительства шла собственная культурная эволюция. В целом это был период прогрессивного социального развития - особенно при Мохаммеде Захир-Шахе. При нём были построены светские школы, университеты, дороги и создана инфраструктура. А самое главное, что политика в области семейных отношений постепенно привела к либерализации и «открытии» женщин. К 1975 году женщины заняли в общественной жизни большое место. Были женщины-радиоведущие, учителя, врачи, юристы. Университеты окончило примерно такое же количество женщин, как и мужчин. Одевались они на западный манер.

Что же случилось с этими женщинами после переворота и вторжения советских войск в 1980-х? Некоторые бежали за границу. Многие погибли на войне. Другие утратили своё положение в обществе и в конечном итоге оказались заперты в своих домах.

Из всех оккупантов, считает автор, Советы нанесли Афганистану наибольший урон. Советы настолько разрушили социальную структуру, что даже сейчас афганцы сталкиваются с остатками того, что они натворили. Советские разрушения привели к проявлению радикальных сил. Маргиналы, находящиеся на самом краю политического спектра, реакционеры, почти психопаты, бывшие беженцы из лагерей сформировали ряды талибов. По сути, Советы породили «Талибан», говорит Ансари. Да, повторяет он, талибы вышли из лагерей беженцев, которые появились из-за войны с Советами.

Касательно нынешнего положения дел автор говорит, что американцы (он пишет: «мы») должны остаться и продолжить свою миссию. Однако тут же замечает, что те методы, которые применяют западные силы, начинают порождать вражду. На Западе так много денег, власти и самоуверенности, что усилия по сотрудничеству в строительстве инфраструктуры, как правило, отодвигают афганцев на второй план. А нам, говорит автор, нужно больше диалога, больше инициативы со стороны афганцев - но и больше поддержки со стороны иностранных держав.

Тамим Ансари признаёт проблему опиума, поля с маком он называет «чересполосицей» афганской жизни.

Опиумный мак - основная сельскохозяйственная культура Афганистана, его деньги. Есть местности, где опиум стал валютой. Люди используют его, чтобы купить одежду или получить услуги. Опиум - это деньги. И проблема эта кажется автору неразрешимой.

Правда, он замечает, что, согласно расхожему мнению, Афганистан будто бы всегда один и тот же - территория бородатых полевых командиров. На самом деле Афганистан динамично развивается и постоянно меняется. Приток технологий растёт. Обратной стороной войны является то, что афганские беженцы узнают мир. Однако будущее предсказать нельзя, оканчивает свои размышления Ансари.

Сегодня американцы, занимаясь военным обучением афганцев, ведут речь о будущей самостоятельности афганских сил безопасности. Это перекликается с мыслью Ансари о желании жителей страны получить больше самостоятельности и со второго плана выдвинуться на первый.

22 февраля на сайте «The Heritage Foundation» появился материал аналитика Люка Коффи (работавшего в своё время в кабинете Маргарет Тэтчер), посвящённый теме возможностей афганских национальных сил безопасности (ANSF).

34000 американских военнослужащих уедут домой из Афганистана, а между тем, говорит автор, Белый дом признаёт, что подготовку афганских национальных сил безопасности (ANSF) нужно совершенствовать. При этом Вашингтон, не имеющий собственных средств для полного финансирования этих сил, должен надавить на международных партнёров для обеспечения деятельности афганских сил в будущем.

По мнению Коффи, успех придёт в Афганистан тогда, когда афганцы будут в состоянии сами управлять своей внутренней безопасностью в целях предотвращения деятельности террористов в стране. Ближайшая цель НАТО - совершенствование афганских сил до того уровня, при котором они смогут, без помощи десятков тысяч военнослужащих НАТО, взять на себя борьбу с талибами и предотвращение возвращения в Афганистан международных террористических группировок.

В настоящее время в ANSF служат 352.000 афганцев. Однако, согласно текущим планам, численность ANSF будет снижена до 228.500 человек в 2017 году. Это запланированное сокращение будет проходить в течение первых двух лет после окончания боевых действий войсками НАТО и в период, когда Афганистан окажется, по сути, наиболее уязвимым. К тому же нет никаких планов в отношении того, что будут делать 123.500 обученных военному делу молодых людей, которым, несомненно, после «сокращения» понадобятся рабочие места. С афганской безработицей, по оценкам, до 35 процентов, и при отсутствии каких-либо возможностей для бывших членов ANSF, они могут быть вовлечены в повстанческое движение.

Решение НАТО о сокращении ANSF, замечает с печалью автор, было выстроено на финансовых проблемах. Оно не учитывает реальную оценку ситуации в Кабуле с безопасностью. Недаром бывший афганский министр обороны генерал Абдул Рахим Вардак указал во время дискуссии в НАТО, что никто, основываясь на любом типе анализа, сегодня не в состоянии предсказать, как сложится ситуация в области безопасности в 2014 году. Это непредсказуемо, считает он. Передача миссии по безопасности афганцам должна учитывать местные реалии. В противном случае, утверждает экс-министр, это будет катастрофа, которая поставит под угрозу всё, что было совместно сделано и за что была пролита кровь.

Безопасность, однако, удовольствие не из дешёвых. В обозримом будущем, пишет эксперт, Афганистан будет нуждаться в финансовой поддержке со стороны международного сообщества. Большая часть затрат после 2014 года пойдёт на тренировки, обучение и финансирование ANSF. Поддержание ANSF при пониженном уровне численности войск (228.500 чел.) обойдётся международному сообществу примерно в 4,1 млрд. долл. - ежегодно. Между прочим, такую сумму США тратили каждые 12 дней, ведя в Афганистане боевые действия в 2012 году.

Увы, финансовый вклад международного сообщества нынче недостаточен. Хотя США готовы инвестировать 2 млрд. $, другие члены НАТО, такие как Великобритания (седьмая по величине экономика мира) и Германия (четвёртая по величине экономика мира) внесли лишь 110 млн. $ и 200 млн. $ соответственно. Международному сообществу не хватает 1,8 млрд. $ на финансирования ANSF в течение 2015-2017 гг.

Что касается афганской местной полиции, то здесь автор видит часть решения вопроса с безопасностью. Он считает, что создание этой полиции (ALP) оказалось одной из наиболее успешных программ генерала Дэвида Петреуса. Она была создана вскоре после того, как он прибыл в Афганистан в 2010 году и была основана на его программе мобилизации местных сил в Ираке. Местные вспомогательные силы, такие как ALP, являются важной частью любой кампании по борьбе с мятежниками.

ANSF - сила национальная, а не провинциальная. ANSF не всегда могут присутствовать в некоторых чрезвычайно отдалённых сёлах Афганистана. Вот почему так важна ALP.

В настоящее время в полиции служит 19.600 бойцов, но есть предложения по увеличению их числа до 45.000. ALP, состоящая из местных жителей, привносит в дело обеспечения безопасности знание местных особенностей, чего иностранные войска, а в некоторых случаях даже и афганские войска, никогда не смогут обеспечить в полной мере. В административном отношении ALP находится под эгидой афганского министерства внутренних дел. Местные полицейские не обучены маневренной войне и имеют только лёгкое вооружение.

Любопытно, что некоторые страны НАТО (например, Германия) резко возражали против программы ALP, не предлагая достойной альтернативы. Да, ALP несовершенна, но и любая другая полиция в мире такова же. Как только ANSF станет более эффективной, и обстановка на всей территории Афганистана улучшится, афганскому правительству необходимо будет разработать план перехода единиц ALP в официальные структуры ANSF.

Эксперт видит путь достижения безопасности в Афганистане в следующем:

1) в обозримом будущем США должны обеспечить численность сил ANSF в 352.000 чел. ANSF не должны быть снижены до 228.500 в 2017 году, как планируется. Мощь ANSF должна определяться условиями безопасности на местах. Лидеры стран НАТО должны сопротивляться «искушению» уменьшить размер ANSF ради финансовой экономии;

2) международные партнёры должны обеспечить свою долю финансирования ANSF. Всем выгодны сильные ANSF. Однако поддержание надёжных афганских сил не может быть дешёвым. США должны продолжать оказывать давление на международных партнёров для того, чтобы добиться адекватного финансирования ANSF;

3) США должны гарантировать, что ANSF имеет оборудование и технические возможности, необходимые для выполнения их миссии, особенно вертолёты и средства для борьбы с импровизированными взрывными устройствами;

4) ALP должна продолжать играть свою роль. История ALP - это история успеха. Силы ALP должны быть увеличены и использоваться в будущем так, как того потребует ситуация.

Кроме этого, Афганистану, пишет аналитик, следует извлечь уроки из истории. ANSF сегодня только развиваются и далеки от совершенства, но, как таковое, совершенство никогда и не было целью НАТО. Цель заключается в повышении афганских сил до уровня, когда афганцы смогут сами обеспечить собственную безопасность.

Когда Россия прекратила финансирование режима Наджибуллы в 1992 году, ВВС Афганистана столкнулись с отсутствием топлива, массовым дезертирством из-за невыплат зарплаты и нехватки продовольствия. Это породило хаос в Афганистане, считает аналитик, который, в частности, явился одной из причин прихода к власти талибов в 1994 году. Поэтому Североатлантический альянс должен извлечь уроки из недавней истории Афганистана и убедиться, что ANSF полностью финансируются и боеспособны.

Внутренний афганский вопрос тесно связан и с внешним. Аналитики часто проецируют распространение угроз радикалов-исламистов изнутри Афганистана на приграничные государства и далее по карте мира.

II. «Побочные эффекты» для Средней Азии

Западные страны и НАТО постепенно выводят силы из Афганистана, а в Европейском Союзе поговаривают о потенциальных угрозах - «побочном эффекте» вывода для всей Центральной Азии. Об этом пишут Джос Бунстра и Марлен Ларюэль («EurActiv»).

Афганистан может столкнуться с продолжением насилия после 2014 года, которое выплеснется за границы страны. Здесь и терроризм, и радикализм и наркоторговля. Впрочем, среднеазиатские лидеры утверждают, что Запад сделал две серьёзные ошибки: во-первых, вторгся в Афганистан в 2001 году, и, во-вторых, сделал своё ошибочное дело. Другими словами: «Если вы уедете, мы не пострадаем».

Аналитики отмечают, что ЕС в значительной степени разделяет это восприятие. Правда, имеет место и некоторая неопределённость, возникающая в случае вывода войск ISAF. Но это касается в основном собственного будущего Афганистана. Будут ли президентские выборы 2014 года свободными и справедливыми? Приведут ли они к новому стабильному правительству с разумным разделением властей? Будет ли развиваться Афганистан - или попадёт в хаос и гражданскую войну с возвращением талибов?

Все эти вопросы - внутренние. Что касается Центральной Азии, то она столкнётся с собственными проблемами.

Радикальный исламизм в регионе - в первую очередь «доморощенное» явление. Правительства стран Центральной Азии становятся всё более авторитарными, скатываются к сильной светской власти, что, как представляется, порождает множество неудовлетворённых групп исламского толка, в том числе в его радикальной форме.

Авторитарное правление стимулирует коррупцию, одновременно сказываясь на системе образования. Всё это заставляет граждан стран Средней Азии либо покинуть свои государства в поисках работы (в основном они едут в Россию), либо пополнить ряды бунтарей.

Страны Центральной Азии независимы лишь 20 лет, пишут авторы, и поэтому новые лидеры, не могущие опереться на собственное советское наследие светского типа, возможно, прибегнут к помощи националистических группировок, чтобы получить дополнительную поддержку населения.

Отсутствие внутрирегионального сотрудничества лишь усугубляет напряжённость вокруг ресурсов, которые потенциально могут привести к открытым конфликтам в будущем. Таджикистан и Узбекистан уже запутались в трудных спорах из-за воды. Таджикистан хочет построить Рогунскую плотину, чтобы стать экспортёром электроэнергии, а Узбекистан резко выступает против этого, беспокоясь о хлопковой промышленности, зависящей от воды, поступающей из Таджикистана.

До недавних пор ЕС стремился содействовать региональному сотрудничеству в рамках инициатив по управлению водными ресурсами, образования и верховенства закона. Но евроинициативы исключали Афганистан.

Тем временем Таджикистан оказался «линией фронта» афганских наркотиков. Имеются серьёзные подозрения, что в наркоторговле замешаны таджикские чиновники.

По ряду вопросов Брюссель и его партнёры, считают авторы, должны прилагать больше усилий по странам Центральной Азии, включая и Афганистан.

Во-первых, Запад должен заняться управлением водными ресурсами, которое здесь является очень чувствительным и конфликтным вопросом.

Во-вторых, в условиях торговли, особенно местных трансграничных инициатив, стоит следовать линии сильной региональной интеграции.

В-третьих, необходимо внедрить в Средней Азии образовательные программы. ЕС мог бы попытаться помочь афганским студентам отправиться в Центральную Азию или Россию с учебными целями. Это куда более реалистично, нежели отправка большого количества студентов в Европу.

В-четвёртых, необходимо заново продумать вопросы контроля границ. Нужно обратить внимание и на повышение эффективности координации. Насколько остро стоит в Европе вопрос борьбы с наркотиками, идущими из этих стран? Если достаточно остро, то ЕС следует увеличить свои инвестиции и участие в борьбе. В настоящее время низкая интенсивность поддержки напоминает каплю воды на горячей плите.

Наконец, ЕС должен исследовать вопрос о том, в каких направлениях он сможет работать с международными партнёрами, особенно с Россией и США, и наметить общие цели в регионе, особенно в некоторых областях, например, управления границами и образования.

III. Российский вопрос

После вывода американских войск и Международных сил содействия безопасности (ISAF) из Афганистана эта страна может стать источником террористической угрозы для России и стран региона. Так считает генерал армии Анатолий Куликов, президент Клуба военачальников РФ.

По его мнению, в последние 10-15 лет основные силы исламистов были заняты Афганистаном и Пакистаном. Там они понесли большие потери. После 2014 года они могли бы обратить внимание на соседние страны, привлекая в свою среду людей, разделяющих их взгляды.

Сегодня в Афганистане существует двоевластие. Да, усилия международного сообщества привели к созданию всех необходимых атрибутов власти, и были проведены выборы, но реальная власть на местах принадлежит талибам, считает генерал. Если ситуация в Афганистане не нормализуется в течение ближайших двух лет, это повлияет на стабильность в странах Центральной Азии и, следовательно, на южных границах России.

Куликов утверждает, что в новых условиях России и странам Центральной Азии придётся принимать дополнительные дипломатические усилия, вытраивая отношения с афганскими властями. Что касается российских спецслужб, то они будут принимать меры по противодействию террористическим угрозам.

По мнению Куликова, возможны три сценария развития событий в Афганистане.

Согласно первому сценарию, несмотря на вывод международных сил, Соединённые Штаты сохранят военное присутствие в Афганистане в той или иной степени. Тем не менее, этих сил хватит лишь для управления городами, и они не смогут одолеть «Талибан».

Если США не проведут этот сценарий в жизнь, события пойдут по другому пути. При слабом контроле со стороны США и ISAF центробежные тенденции в Афганистане будут расти, и повторится ситуация 1990-х годов, когда афганское политическое поле состояло из конгломерата различных региональных и племенных вооружённых групп, которые находились в сложных отношениях.

Третий сценарий может быть связан с возможным началом полномасштабной гражданской войны в Афганистане, что может представлять «серьёзные проблемы для безопасности России», заметил Куликов.

В недавней беседе с обозревателем ресурса KM.ru председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, публицист Юрий Крупнов сказал, что, очевидно, в Афганистане останется не менее 10-15 тысяч человек военнослужащих НАТО (если судить по сети баз). Крупнов утверждает, что американские и натовские войска на территории Афганистана останутся и после 2014 года.

«Речь идёт лишь об изменении формата миссии, что, собственно, и подразумевал американский президент, говоря о том, что характер обязательств США перед Афганистаном изменится. Более того, данное решение было принято ещё 21 мая прошлого года в ходе проводимого в Чикаго саммита НАТО. Тогда, напомню, было заявлено, что формат миссии в Афганистане необходимо изменить, отказавшись от полномасштабной контртеррористической, а по сути военной операции в пользу новой миссии - тренировки армии и служб безопасности Афганистана, а также отдельное контртеррористическое обеспечение в регионе. ...Это могут быть не обязательно только американские войска США, но и контингент НАТО. Саммитом НАТО была утверждена концепция передачи функций обеспечения безопасности афганской армии и полицейским силам - она будет выполняться неукоснительно».

Таким образом, наиболее вероятным окажется сценарий №1, описанный генералом Куликовым. Международные силы будут выведены, но США сохранят своё военное присутствие в Афганистане (какое именно, сказать точно не берётся даже Обама). Борьба с «Талибаном» неизбежно будет продолжаться - тут главной проблемой будет вопрос финансирования, как американского, так и европейского, как об этом пишут западные эксперты. При недостаточном финансировании и существенном сокращении местных сил безопасности (ANSF) высвободившиеся люди, оказавшиеся без работы, могут пополнить ряды боевиков. И здесь можно прогнозировать сценарий номер два, а следом и номер три. Итак, если за оставшееся время до конца 2014 года ISAF и ANSF не сумеют ни навести порядок с безопасностью в Афганистане, ни выпросить у Европы дополнительное финансирование для ANSF, проблемы с радикальным исламизмом могут широким потоком выплеснуться за границы Афганистана и растечься по Средней Азии.

Олег Чувакин

Категория: Аналитика | Просмотров: 446 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://topwar.ru

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана