Тостеры с различными режимами поджарки, пылесосы с гибкими насадками, стиральные машины с освежающими циклами – действительно ли все эти дополнительные функции у знакомых нам товаров для дома полезны, или они только мешают?
У этой современной стиральной машины десяток или больше циклов, которыми никто никогда не пользовался. Например, «детский цикл», вероятно, создан для родителей, которые ленятся купать своих малышей в ванне. А еще у разных машин, есть циклы «одеяло», «спорт», «кровать и ванна», «меньше складок», «аллергия» и «освежающий». Типа «прыгаешь в стиральную машину и освежаешься». Да, я понимаю, что она освежает одежду, а не людей, но по-прежнему готов спорить, что никто еще не пользовался этим циклом всерьез.
И речь не только о стиральных машинах - вся наша бытовая техника обучилась новым трюкам. Моднейшие чайники подогревают воду до температуры на выбор, сушилки предлагают множество «уровней сухости», а вполне себе стандартные тостеры теперь гордо хвастаются «бейгл-функцией». В элитном сегменте рынка теперь можно приобрести холодильник со встроенным радио и диктофоном, что доказывает, что мы достигли той стадии, когда сочетание функций выбирается совершенно произвольно. Все это уже немного слишком.
Раздутость функций или «произвольное смещение настроек» - оба термина я придумал только что – ограничиваются, конечно, не только кухней. Мы наблюдаем это в своих компьютерах и автомобилях, телефонах и телевизорах, и, в своем совершенном виде, в нездоровом стремлении к превосходству у первоклассного швейцарского армейского ножа, оборудованного «рыбочисткой», «стамеской» и «герметичной шариковой ручкой». Однако является ли фантастический образ войны с применением очищенной рыбы в Швейцарии действительно прогрессом? Или все эти настройки только мешают?
«По большому счету, - говорит Дэвид Мэттин (David Mattin), главный по стратегии в trendwatching.com, - я бы сказал, что раздутость функций является одним из следствий постоянно растущего потребительского стремления к чему-то новому – новым продуктам, услугам, брендам, и да, новым функциям и свойствам, и того, как бренды и компании обычно реагируют на этот запрос».
«Добавление функций и свойств к по сути стандартному продукту – легкий способ для ориентированного на потребителя производителя ответить на потребительский спрос на новое и улучшенное, или, как минимум, способ заявлять, что он отвечает на этот спрос. Это позволяет производителю постоянно перевыпускать по сути тот же самый продукт с новыми свойствами, и утверждать, что их продукт новый».
В этом есть свои преимущества. Множество изменивших жизнь инноваций, начиная от удобного таймера для плиты и заканчивая угрожающей работе кнопкой «дремать», изначально возникли как дополнительные новинки к привычным предметам быта. Многие вещи, которые мы сейчас считаем нормальными, когда-то были отдельными и не связанными друг с другом: часы с радио, например, или наши проигрывающие DVD игровые приставки.
Однако - по крайней мере на кухне - все происходит немного слишком быстро, и в результате безудержной раздутости функций многие из нас в недоумении пялятся на колесо управления стиральной машины с большим количеством циклов, чем у нас есть одежды на стирку.
В теории все эти функции должны быть реакцией на потребительский спрос: если у машины есть «освежающий» цикл, это потому что где-то в фокус-группе или исследовании вкусов потребителя как минимум пара человек вышли и сказали: «Хотим, чтобы наша одежда стала свежее, но не была постиранной». И тем не менее, такие требовательные покупатели на самом деле в меньшинстве: исследования показывают, что 70% людей почти каждый раз используют один и тот же цикл стирки, и почти половину из нас отпугивает сложный контроль программ с множеством настроек.
«Инновации очевидно обусловлены желанием производителей добавить стоимость и дифференцировать себя», - говорит аналитик Нил Мэйсон (Neil Mason), специалист по исследованию розничной торговли в компании Mintel. Но потребителю нужно удобство и простота. «Проблемы начинаются, когда ты начинаешь добавлять все эти дополнительные функции, и потребитель оказывается сбитым с толку касательно того, как именно ими пользоваться».
Новые настройки продолжают восприниматься как легкий путь к повышению продаж. И тем не менее, как указывает Мэттин, некоторые из наиболее успешных продуктов на рынке «преуспели именно потому, что не поддались раздутости функций, а вместо этого сделали ставку на наличие очень малого количества функций».
И хотя эппловский App Store сегодня является стремительным бастионом управляемой пользователем раздутости функций, предшественник айфона и айпада начал свою жизнь как реакция против этого. «iPod, - говорит Мэттин, - это теперь уже легендарный пример технологического продукта, который был прекрасен в своей простоте. Сравните более ранние MP3-плееры, оборудованные различными кнопками, переключателями и свойствами, с колесиком айпода».
«Есть свидетельства того, что рынок вознаграждает дизайнеров, которые переделывают продукт так, чтобы он делал то, что должен делать, и не более того. Однако для этого нужны гениальные дизайнеры. Средние дизайнеры – то есть, 90% из них – просто бросают в потребителей все больше функционала и смотрят, что приживется».
Потому вероятно, невзирая на текущую тенденцию, домашнее хозяйство будущего будет избавлено от этих сбивающих с толку настроек, переключателей и циферблатов. Идеальная бытовая техника – будь то стиральная машина, фен или тостер – будет щеголять одной единственной простой кнопкой под названием «уладь это для меня, ладно?» Машины сами смогут разобраться, когда, если нам вообще это понадобится, вещи надо будет просто освежить.