Зоологи Фэй Кларк и Лорен Смит из Королевского ветеринарного колледжа и Зоологического института в Лондоне (оба — Великобритания) обнаружили, что шимпанзе получают удовольствие от интеллектуальной работы, даже если не имеют за свои умственные труды никакой награды. Учёные наблюдали за поведением семьи шимпанзе, обитающей в Уипснейдском зоопарке (в том самом, где начинал карьеру натуралиста выдающийся зоолог прошлого века Джеральд Даррелл). В обезьяньей семье было шесть особей, две самки и четыре самца, при этом исследователи старались не вмешиваться во внутреннюю жизнь шимпанзе и вообще свели к минимуму человеческое присутствие, так как важно было, чтобы все действия животных происходили от их собственного выбора и были частью их обычной социальной активности.
Обезьянам предлагали сыграть в головоломку, которая отдалённо напоминала кубик-лабиринт с шариками (шарик нужно провести от одной грани кубика к другой). Шимпанзе же имели дело с системой полых цилиндров, каждый из которых имел отверстие на одной стороне; в цилиндры была помещена пара игральных костей, и обезьянам требовалось провести кубики к выходу. Переводить кубики из одного цилиндра в другой можно было, засовывая в отверстия палочку или палец. С похожей задачей обезьяны сталкиваются и в природе, когда стараются достать термитов из гнезда или дикий мёд из древесной расщелины. В этих случаях шимпанзе точно так действуют палочкой, беспокоя термитов и облизывая орудие труда с налипшей на него добычей.
Ещё один такой же тест заканчивался наградой: за выполненное задание обезьяны получали арахис. Однако, как пишут исследователи в издании American Journal of Primatology, обезьяны старались пройти лабиринт, даже если знали, что в конце их ничего не ждёт. При этом, как подчёркивают зоологи, обезьян к задаче не готовили и не тренировали, просто поставили перед ними «игровой автомат», и всё. Хотя животные просто могли не замечать головоломку, они всё равно регулярно тратили на неё какое-то время.
Самая близкая аналогия, которую тут можно провести, — это кроссворды. Мы решаем их вовсе не за орехи или зарплату («Что? Где? Когда?» тут не в счёт, как и «Поле чудес»). Мы получаем удовольствие от интеллектуальных усилий и от того, что эти усилия увенчались успехом сами по себе, без дополнительной награды.
То, что и шимпанзе не чужды такого рода развлечениям, говорит о том, что удовольствие от интеллектуальной деятельности — привилегия не только высокоразвитого — человеческого — мозга.