Газета "Наш Мир" br>
В Китае борьба с загрязнением окружающей среды сводится к сумме
решений отдельных людей. Вкладывать деньги в экологически чистую технику
для них все еще слишком дорого. Однако проблема в том, что последствия
будут ощущаться в масштабах всей страны... и всего мира.
Вам, без сомнения, уже доводилось слышать о сильнейшем загрязнении
воздуха в Китае. После головокружительного экономического роста за
последние 25 лет слова «загрязнение» и «Китай» практически стали
синонимами. Развитие китайского производства недавно открыло невероятные
инвестиционные возможности, но мы уже подошли к той критической
отметке, когда загрязнение атмосферы в стране тоже создает определенные
перспективы.
Небольшая подсказка: речь пойдет о платине и палладии.
Загрязнение в Поднебесной вышло на просто чудовищный уровень. Пекин
нередко накрывает густой смог, который сокращает обзор всего до
нескольких метров. 12 января датчик на крыше американского посольства
выдал поразительную цифру в 755 по индексу качества воздуха Агентства по
охране окружающей среды США (EPA). Чтобы вам была лучше понятна суть
дела, этот показатель обычно не превышал 500. Более того, в ЕРА считают,
что любой уровень загрязнения выше 100 может «навредить здоровью
восприимчивых людей». После 400 воздух становится «опасным» для всех без
исключения.
Качество воздуха стало настолько плохим, что даже китайское
руководство, которое обычно предпочитает отмалчиваться, дало добро на
открытое обсуждение этой проблемы. Тем самым оно хочет показать, что
«нужно что-то делать».
Даже официальная газета китайской компартии «Жэньминь жибао» как-то
выпустила на первой полосе статью с заголовком «Как нам вырваться из
удушливых тисков загрязнения?»
В одном из недавних интервью министр охраны окружающей среды с 1987
по 1993 год Цюй Гэпин сделал такое заявление: «Должен признать, что
[национальные и местные] власти сделали слишком мало, чтобы сдержать
стремление к экономическому росту любой ценой. Им не удалось избежать
некоторых из худших сценариев загрязнения, которые спрогнозировали мы,
ответственные за принятие политических решений люди».
В прошлом китайское правительство еще ни разу настолько открыто не признавало собственных ошибок.
Причины загрязнения
Но давайте взглянем за Великую китайскую стену. Почему качество
воздуха в Китае сейчас настолько ужасно? Ну так на дворе зима, и ветер
больше не относит всю грязь к морю, в сторону Кореи и Японии.
Загрязнение воздуха в Китае «бросает тень на весь мир»: об этом
говорят многолетние научные исследования, результаты которых были
обобщены в статье The New York Times. Наблюдательные станции на всем
западном побережье Северной Америки (от Калифорнии до Британской
Колумбии) регулярно подают сигналы тревоги с приближением облаков
грязного воздуха из Китая, которые практически не рассеиваются, несмотря
на путешествие через весь Тихий океан.
Как пишет журнал Chemical & Engineering News, по меньшей мере 30%
загрязнения воздуха на западном побережье Америки можно напрямую
списать на китайский «импорт». Тем не менее, снос идущей из Китая
«грязи» в сторону моря (Калифорнии) не может стать решением критической
проблемы и дает лишь временные результаты. Ключевая задача сейчас -
определить корни проблемы. Китаю нужно разобраться с источником.
Наибольшую опасность в китайском загрязнении в настоящий момент
представляют собой висящие в воздухе твердые частицы. Они образуют
туман, проникают в легкие человека и порождают самые разные проблемы в
плане здоровья и безопасности.
Откуда же они берутся? Большая часть по-настоящему вредных веществ
попадает в китайский воздух из выхлопных труб миллионов грузовиков и
прочего дизельного транспорта, а также бесчисленных генераторов, которые
поддерживают не отличающуюся особой надежностью китайскую электросеть.
За последние несколько недель я просмотрел целый ряд статей об
экологическом кризисе в Китае, и мне попались лишь редкие (очень
редкие!) упоминания об отсутствии каталитических конвертеров на большей
части китайских грузовиков и генераторов.
В одной из статей Associated Press говорится, что система контроля за
вредными выбросами может привести к резкому скачку цен на грузовики и
мощные генераторы (их стоимость может возрасти на 3 200 долларов). Как
считает Джон Зенг из LMC Automotive Ltd., «о технологической проблеме
речи здесь не идет. Все упирается в возможности потребителей. Более
чистые выбросы означают и куда большую цену».
Взгляните на последние 25 лет китайского развития. Китай был «бедной»
страной в том плане, что его отправная точка экономического роста
находилась в самом низу. Не удивительно, что покупатели машин и
генераторов не захотели тратить «лишние» деньги на средства ограничения
вредных выбросов.
Такая микроэкономическая стратегия, вероятно, была вполне
обоснованным шагом для простого потребителя за эти 25 лет. Но что если
сложить все вместе и приплюсовать сюда макроэкономические последствия в
долгосрочной перспективе? По китайским дорогам сегодня разъезжают
миллионы автомобилей без каталитических конвертеров. Разве можно в таких
условиях рассчитывать на чистый воздух?
Китай подходит к критической точке в плане загрязнения. Стране придется начать действовать, иначе она попросту задохнется.
Что все это значит для инвестора
Откуда взялись эти дополнительные 3200 долларов? Большая их часть
идет на каталитический конвертер, а если конкретнее на платину и/или
палладий, необходимые для химических реакций, которые позволяют
значительно уменьшить выбросы вредных газов. Без этих редких металлов
производство конвертеров невозможно.
Особую значимость в этом вопросе приобретает палладий, так как он
лучше всего подходит для каталитических конвертеров в дизельном
двигателе. На погашение спроса в автомобилестроении в настоящий момент
уходит 81% от объемов добычи палладия, при том что всего несколько лет
назад этот показатель находился на отметке в 60%.
Кроме того, цены на палладий тесно привязаны к спросу на
автомобильные конвертеры. Так, например, в 2000 году, когда на
каталитические конвертеры шло более 100% объемов добычи палладия
(недостаток компенсировался с помощью существовавших запасов), цены на
этот металл перевалили за отметку в 1000 долларов за унцию.
Все это вновь возвращает нас к Китаю и его проблеме с загрязнением
воздуха. Есть причины полагать, что китайцы введут более жесткие меры
контроля за выбросами на новых грузовиках и генераторах или даже
потребуют переоснастить старые модели. Как это скажется на спросе на
платину и палладий? Он резко пойдет вверх, а вместе с ним и цены.
|