Не так давно американские ВВС продемонстрировали БПЛА X-47B, по форме напоминающий наконечник стрелы, который способен выполнить боевую задачу без всякого участия человека. Уже давно существуют ракетные системы типа «Патриот», которые распознают и ведут цель в автоматическом режиме. Осталось сделать всего несколько шагов к созданию полностью автономного боевого робота, который возьмет на себя многие функции человека и полностью изменит наши представления о современной войне.
В лаборатории Института технологии в Атланте, штат Джорджия, профессор Хенрик Кристенсен испытывает прототип такого робота, который предназначен для обнаружения повстанцев, действующих партизанскими методами. Исследования Кристенсена и возглавляемой им группы инженеров финансируются известной оборонной корпорацией BAE.
Цель проекта – создание робота, способного произвести исследование местности, на которой укрывается противник, нанести на карту возможные места его сосредоточения и собрать другую информацию, которая поможет людям в разработке боевых планов.
Как саранча
Эти роботы не несут вооружения, их целью является сбор разведывательной информации. Однако в профессиональной литературе активно обсуждается возможность создания вооруженных роботов, которые будут вести себя подобно саранче или другим насекомым. Они должны объединяться в огромный рой при появлении противника и набрасываться на него, подобно тому, как муравьи атакуют свою жертву. Каждое такое устройство должно обладать небольшой боеголовкой или использовать кинетическую энергию удара.
Пит Сингер, специалист по будущим военным технологиям в Институте Брукингса в Вашингтоне, считает, что появление на поле боя боевых роботов поднимает фундаментальные вопросы. «Время от времени в истории боевой техники наступает момент, когда появляется нечто, что приводит к полному изменению ситуации, – говорит эксперт. – Например, так было с порохом, так было с пулеметом, атомной бомбой, компьютером. И боевые роботы могут стать такой революционной технологией. Это означает, что с их появлением изменится все, – начиная с тактики, применяемой на поле боя, до организации войск, не говоря уже о вопросах политики, этики и права».
Роботы-убийцы
Джоди Уильямс, американка, которая получила в 1997 году Нобелевскую премию мира за организацию кампании в пользу запрета противопехотных мин, полагает, что автономные боевые системы, разрабатываемые сейчас, со временем превратятся в смертельно опасное оружие. Она подчеркивает, что такие нейтральные термины как «автономные боевые системы» являются обманчивыми, и от них нужно отказаться: «Мы предпочитаем называть их роботами-убийцами, потому что именно в этом состоит их задача. Когда я впервые услышала о них, я пришла в ужас от мысли, что люди могут создавать машины, единственной целью которых является убийство».
Но вот профессор Рональд Аркин из Института технологии в Атланте придерживается иной точки зрения. Он является автором концепции боевой системы, управляемой так называемым «этическим контролером». Подобный робот будет запрограммирован таким образом, что он будет обязан следовать принципам международного права и правилам ведения боевых действий. «Все воздевают руки к небу и ужасаются: „Роботы-убийцы, роботы-злодеи!" Но сейчас жестокости совершаются людьми, действующими на поле боя. Они являются неизменными спутниками всех войн с начала истории», – говорит профессор.
Аркин считает, что именно технические средства позволят снизить число потерь среди мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий. Он не является лоббистом военной промышленности и явно много размышлял над этими вопросами.
Боевые роботы и вопросы этики
Существует также другой аспект ведущихся сейчас дебатов, который способен повлиять на будущее программ по разработке боевых роботов. Дело в том, что, хотя США относятся к числу лидеров в этой области, такая ситуация, как подчеркивает Пит Сингер, не может длиться вечно.
«Помимо США существует еще 76 стран, которые обладают программами по разработке боевых роботов, – указывает ученый. – Уже сейчас можно купить за пару сотен долларов беспилотный аппарат, который два года назад был засекречен. Речь идет о технологиях, распространяющихся в глобальных масштабах, причем весьма быстро».
Примером этому служит практика применения беспилотных аппаратов, которые используются для точечных ударов по выбранным заранее целям, в том числе и людям. Такие ликвидации боевых командиров или повстанческих лидеров вызывают дебаты в прессе и обществе. С распространением боевых роботов эти дебаты неизбежно сместятся в область этических принципов их применения.
Нобелевский лауреат Джоди Уильямс готовится развернуть международную кампанию по введению запрета на разработку боевых роботов: «Если исследования, разработка и в конечном итоге применение таких машин будут продолжаться, весь облик войны изменится ужасающим образом».
Профессор Рональд Аркин не согласен с такой оценкой. По его словам, введение такого запрета без оценки того, могут ли боевые роботы снизить потери среди гражданского населения, игнорирует интересы тех, кто становится жертвами войн с участием человека.