США и Турция требуют от Армении сдачи Карабаха в обмен на снятие блокады. На это прозрачно намекает уже не только госсекретарь Керри, но и лично президент Обама. В Ереване эти планы считают неприемлемым — во всяком случае пока. Между тем, они чреваты потерей влияния Москвы на Кавказе.
Государственный секретарь США Джон Керри, поздравив Сержа Саргсяна с переизбранием на пост президента Армении, объявил, что США недовольны имеющимся статус-кво вокруг Карабахского конфликта. "Мы должны использовать этот промежуток времени для обеспечения существенного содействия мирному процессу", — зявил он.
Вслед за Керри Саргсяна поздравил и Барак Обама, заявивший, среди прочего, что процесс карабахского урегулирования требует "содержательных шагов", и что США также продолжат работу для урегулирования армяно-турецких отношений.
Иначе говоря, считает армянское издание 7or, США "предлагают Армении пойти в вопросе Карабаха на односторонние уступки". Кроме того, указывают в Ереване, США продвигают вопрос ратификации армяно-турецких протоколов, и Анкара, в свою очередь, "требует спешно решить Карабахский вопрос, чтобы в результате открытия границы между Арменией и Турцией выиграл также Азербайджан".
Примечательно, что на фоне нажима Вашингтона на Ереван Турция предложила Армении принять участие в региональных транзитных проектах — то есть фактически снять блокаду с республики, которую уже более двадцати лет облегчает Грузия: Армения пользуется ее портами, границей с Россией в Ларсе, и, кроме того, добивается открытия железной дороги в Абхазии, по которой она кратчайшим путем и относительно дешево сможет транспортировать свои грузы в РФ.
Турция, однако, подчеркивает, что региональные проекты, связывающие Европу и Азию, будут доступны для Армении только после принятия конкретных мер по карабахскому урегулированию. В числе таких проектов, уточняет турецкая Hürriyet Daily News со ссылкой на дипломатические источники, — "объединение Турции, Азербайджана, Армении и России посредством восстановления неиспользуемых и строительства новых железных дорог, прокладка современной магистрали, строительство новых логистических центров и жилых массивов вдоль этих транспортных маршрутов".
Армения (и тем более Россия) пока, вроде бы, не клюют на американо-турецкую наживку, но геополитический расклад вокруг меняется, и как поведут себя стороны дальше, прогнозировать сложно. Тем более, что крен Армении на Запад почти очевиден, а часть армянской оппозиции обвиняет Саргсяна, с одной стороны, в "упертости" в вопросе Карабаха, а с другой – готовности его сдать на невыгодных для Еревана и Степанакерта условиях.
Во многом исход дела будет зависеть от России. Точнее, от того, что и сколько ей предложат за сдачу Карабаха. А еще точнее — за сильное сокращение ее влияния на Южном Кавказе. Ведь сейчас одним из главных "крючков", на котором держится влияние России в регионе, является именно Нагорный Карабах.
Сегодня Москва своим военным присутствием обеспечивает безопасность Армении на фоне угроз из Баку, Анкары и ситуации вокруг Ирана: в Гюмри расположена российская военная база, российские пограничники защищают армянские границы.
Кроме того, Россия вкладывает немалые деньги в армянскую экономику и энергетику. Собственно, ее военное и финансовое присутствие в Армении является сейчас единственным рычагом давления на Азербайджан, экономически мало зависимый от России и активно включенный в западные военно-транспортные проекты.
Видимо, соблазнить Москву лишь только участием в региональных проектах не удастся. Тем более, что у нее есть собственные региональные интеграционные планы в рамках будущего Евразийского союза, в котором ЕС, и, особенно, США видят попытку возрождения СССР.
И это одна из причин, почему Вашингтон столь форсировано продвигает собственный сценарий карабахского "урегулирования", способный сорвать план Москвы по пристегиванию Еревана сначала к Таможенному, а потом и к Евразийскому Союзу. Ведь чем черт не шутит — а вдруг и Грузия к тому времени дозреет до участия в интеграционных проектов Москвы. И тогда круг почти замкнется.
Баку едва ли сожалеет о том, что не включил Армению, как на этом настаивали Брюссель и Вашингтон, в проект строительства железной дороги от Азербайджана до Турции, и ограничился только территорий Грузии: желлезную дорогу Баку-Тбилиси-Карс сдадут в эксплуатацию уже в будущем году.
Между тем привлечение к проекту Армении, действительно понизило бы градус напряженности вокруг Карабаха. Оно сняло бы с Армении блокаду, и военное решение конфликта, которым постоянно грозят из Баку, виделось бы Азербайджану менее приемлемым, чем сегодня. Выгоды США и Турции также очевидны: железнодорожная магистраль с европейской колеей и выходом в ЕС снизила бы интерес Армении к восстановлению железной дороги через Абхазию, усиливающую военные и политические позиции России на Южном Кавказе.
А Россия, тем временем, укрепляет ОДКБ, членом которой является и Армения. Это, среди прочего, означает, что если между Арменией и Азербайджаном произойдет военный конфликт, ОДКБ будет обязана вступится за Ереван. Рискнет ли Москва выполнить этот пункт договора, не ясно — в Киргизии вот не рискнула. Но, по крайней мере, дело обстоит пока именно так.
В любом случае блокированная опустевшая Армения находится в самой худшей ситуации в регионе. Бедность, эмиграция, неясные перспективы выбора, перед которым поставили республику Россия и Запад. Многое будет зависеть от гибкости президента Саргсяна и от степени вероломства претендентов на брак с Ереваном. Напомним, глава российского МИД Сергей Лавров уже предупредил о недопустимости изменения имеющегося геополитического баланса сил в регионе в случае урегулирования карабахского конфликта.
Скорее всего, на данном этапе всех региональных игроков (речь, понятно, не идет о США) более всего должно устроить имеющееся статус-кво вокруг Нагорного Карабаха, то есть максимальное сохранение конфликта в замороженном состоянии. Тем более, если Азербайджан и НАТО ведут переговоры об использовании азербайджанской территории в качестве перевалочной базы для войск Североатлантического альянса, выведенных из Афганистана.
И если НАТО воспользуется территорией Азербайджана, это уже вызывает ассоциацию с "Карибским кризисом", или, как минимум, сильным ухудшением ситуации в регионе, в котором в большом количестве наличествуют и российские войска. Понятно, что прямой параллели между дислокацией войск НАТО в Азербайджане и карабахской проблематикой нет, зато может замкнуться антииранское кольцо.
Правда, вице-президент США Джо Байден заявил на днях, что США не стремятся к войне с Ираном, но и не исключают военных действий против него с тем, чтобы ядерное оружие не попало в руки Тегерана. И тогда что станется с безопасностью ближайшего соседа Ирана – Армении, самого Азербайджана и яблока раздора – Нагорного Карабаха? Тут есть два варианта: либо Азербайджан попытается под шумок отбить Степанакерт, либо всем, включая Россию, вообще будет не до него.
Но, как бы то ни было, совершенно очевидно, что, несмотря на нежелание России, геополитический баланс в регионе меняется, и вряд ли он свернет в более безопасное для государств Южного Кавказа русло. Если Армения и Азербайджан все же схлестнутся на почве Нагорного Карабаха, война будет разрушительной, а победа – пирровой, кто бы ее ни одержал.
Ирина Джорбенадзе