Мы можем понять, что за человек перед нами, даже после беглого и краткого знакомства, то есть буквально с первого взгляда. Он может что-то сделать или сказать, и мы уже думаем о нём как о хорошем человеке или же, наоборот, о том, что ему нельзя доверять.
Как оказалось, такая способность есть не только у людей.
Зоологи из Университета Стерлинга (Великобритания) поставили с капуцинами следующий опыт. Обезьяны видели, как один человек просит другого помочь ему открыть коробку с игрушкой. При этом тот, кого просили о помощи, либо соглашался, либо нет. Затем оба человека предлагали обезьянам угощение, а те выбирали, у кого взять гостинец.
Как пишут исследователи в журнале Nature Communications, если один человек помогал другому, то никаких предпочтений капуцины не выказывали и одинаково брали еду у обоих. Если же обезьяны замечали, что один отказал другому, то после этого они предпочитали не брать еду у «плохого» человека — того, кто не помог.
Чтобы прояснить мотивы выбора обезьян, команда Джеймса Андерсона пробовала разные сценарии эксперимента. Например, в одном случае один человек не помогал другому, потому что был занят собственной задачей, то есть тоже что-то открывал. К такой ситуации капуцины относились с пониманием. Однако как только становилось видно, что человек имел возможность, но не помог, обезьяны предпочитали с ним не общаться.
Точно такой же способностью оценивать другого по его поведению обладают шимпанзе, а у человека она просыпается к трём месяцам. То, что так поступают и «нечеловекообразные» капуцины, подсказывает, что эта особенность имеет древние эволюционные корни. По-видимому, умение оценивать других по их поступкам стало необходимым при формировании социальных навыков, и нет ничего удивительного, что оно есть у капуцинов, чья социальная структура довольно развита и сложна.
Подготовлено по материалам Университета Стерлинга.
Кирилл Стасевич