Газета "Наш Мир" br> Для быстрого получения представления о понимании средним американцем
взаимоотношений между США и Мексикой достаточно всего лишь посмотреть
получивший признание критиков телевизионный сериал «Во все тяжкие»
(Breaking Bad). Действие сериала начинается в Альбукерке (Нью-Мексико) и
повествует о взлете и падении Уолтера Уайта, учителя химии средней
школы, ставшего метамфетаминовым королем.
Большая
часть действующих лиц, находящихся с американской стороны границы,
представлены с симпатией и глубиной. Главный герой, шаг за шагом
погружающийся в преступный мир наркотиков, раскрыт с такой
проницательностью, что каждое из принимаемых им решений на пути к
падению выглядит целесообразным и оправданным.
К
сожалению, герои сериала, находящиеся по другую сторону границы,
представлены поверхностно. В одной из сцен два мексиканских гангстера
безжалостно убивают 12 ни в чем не повинных соотечественников, которые
могли бы сообщить о пересечении ими границы. В другом эпизоде показано,
как сотрудники мексиканской федеральной полиции напали на наркобарона на
его гасиенде, подразумевая, что они лишь делают конкурентное
предложение дилеру конкурента.
«Во все тяжкие» ‑ это
блистательный телевизионный сериал, но очень жаль, что многие американцы
видят только эту сторону вещей. В Мексике действительно существуют
серьезные проблемы с безопасностью в некоторых регионах, но, в то же
время, эта страна может находиться на пороге значительных политических и
экономических преобразований. Фактически, уже на протяжении нескольких
лет Мексика по уровню роста ВВП находится в числе лидеров Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а недавно по росту ВВП
она опередила Бразилию.
Вместо того чтобы продолжать
бороться (как в США) после вызывающих споры президентских выборов,
основные политические партии Мексики оказались готовыми сотрудничеству
по ряду жизненно важных структурных реформ, которые смогут
активизировать экономический рост на несколько десятилетий вперед. В
повестку дня входит расширение базы налогообложения с целью снижения
зависимости от нефти, инициатива по повышению конкуренции в области
средств массовой информации и телекоммуникации, а также внесение
изменений в конституцию, которые позволят принадлежащей государству
нефтегазовой и нефтехимической компании Pemex создавать совместные
предприятия с иностранными фирмами.
Эта указанная
последней реформа является жизненно необходимой, т. к. большая часть
Мексики, с точки зрения геологии, похожа на юго-запад США. В принципе,
экономика Мексики должна получать прибыль от той же самой революции
сланцевого газа, которая обеспечивает стремительный скачок США, где цены
на природный газ составляют менее одной четвертой части от того, что
платят европейцы.
Мексика уже пользуется преимуществами
бума производства, который позволил увеличить экспорт ее продукции в
США после долгосрочного падения. В условиях стремительного роста зарплат
в Китае и повышающихся цен на нефть, что приводит к увеличению
транспортных расходов, идея о размещении производства в Мексике выглядит
более привлекательно, даже принимая во внимания проблемы с
безопасностью.
Конечно, может быть не все пройдет
гладко. Первое и самое главное, политическая элита может внезапно
отказаться от проведения жизненно необходимых структурных реформ, и
мексиканское бизнес-сообщество, которое в настоящее время испытывает
оптимизм, падет духом. Это происходило и раньше.
Есть
также риск, что иностранные инвесторы, которым уже начинает нравиться
Мексика, могут полюбить ее слишком сильно. Огромный прирост капитала
может привести к значительному увеличению обменного курса песо и, как
результат, росту очень привлекательных в настоящее время в Мексике
затрат на оплату труда. Или США могут постепенно войти в рецессию (хотя,
в настоящее время главным сценарием является незначительный рост).
Далее
следует проблема с безопасностью, которая приводит к значительному
налогу на осуществление деятельности во многих районах Мексики.
Например, одним из важнейших достижений администрации бывшего президента
Фелипе Кальдерона стало строительство 140-мильной автомагистрали,
соединившей город Дюранго, находящийся в глубине страны, с портом
Масатлан на побережье Тихого океана. Она проходит по пересеченной
местности через более чем 200 туннелей и мостов. Предполагается, что эта
автомагистраль позволит сократить время в пути на три или четыре часа.
Если не обращать внимания на погоду, то автомагистраль напоминает
Швейцарию.
Однако новая дорога вызвала беспокойство, в
частности в США, в плане того, что она может служить контрабандным путем
для перемещения наркотиков и оружия. Поэтому военные чувствуют себя
обязанными установить на автомагистрали контрольно-пропускные пункты. К
сожалению, множество отдельных примеров в прошлом свидетельствует, что
эти охранники могут замедлить движение на такой же период времени,
который проект должен был сократить!
Мексиканские
политические лидеры признают наличие в стране внутренних проблем. Однако
причинами трех из них они считают США. Первая и самая главная: в США
создается огромный спрос на запрещенные наркотики, что обеспечивает
доходы всей латиноамериканской мафии, точно так же как эксперимент в США
с «сухим законом» в 1920-е годы привел к увеличению прибыли гангстеров,
таких как Аль Капоне. Никому не известно точно, какую годовую прибыль
получают мексиканские наркокартели, но, без сомнения, она составляет
миллиарды долларов.
Вторая: США, со своими мягкими
ограничениями на продажу оружия служат настоящим арсеналом оружия для
богатых мексиканских наркобаронов. Конечно, вполне возможно, что они
могут приобрести аналогичное оружие где угодно, но не обязательно так
дешево и удобно.
И наконец, США могут многое сделать
для ограничения отмывания денег. Одним простым шагом могло бы быть
ограничение хождения банкнот номиналом 100 долларов, которые в основном
используются в теневой экономике.
Большое количество
проблем, характеризующих сложные американо-мексиканские отношения, могли
бы быть решены, если бы Мексика смогла поддержать стремительный рост.
Чистая иммиграция в США, которая уже сократилась, может опять
возобновиться. Для США было бы так же выгодно, как и для Мексики, если
бы условия на южной границе были исключительно хороши.
Кеннет
Рогофф – профессор экономики и публичной политики Гарвардского
университета, в 2001 - 2003 гг. главный экономист МВФ, лауреат премии
Deutsche Bank 2011 г. в области финансовой экономики. Одна из последних
его работ в соавторстве с Кармен Райнхарт «На этот раз все будет иначе.
Восемь столетий финансового безрассудства» (This Time is Different:
Eight Centuries of Financial Folly).
|