Если человек действительно хочет быть счастливым, он должен быть как можно меньше сосредоточен на мысли об этом. Эксперты отмечают, что люди, жаждущие счастья, напротив, ощущают себя на протяжении почти всей жизни несчастными и одинокими.
Непреодолимое желание быть счастливым, которое постепенно перерастает в обсессию, может скорее привести к разочарованию и к одиночеству, чем к счастью. Происходит это по той причине, что люди становятся все больше сконцентрированными на самих себе, а не на отношениях с окружающими. Так, начиная чувствовать себя изолированными от общества, уровень ощущения собственного благополучия снижается.
Результаты исследования, опубликованные в журнале Emotion, проведенного учеными из университетов Денвера и Калифорнии полностью опровергают главное жизнеутверждение современного поколения о том, что удовлетворение всех своих запросов, а также достижение материального и морального благополучия является смыслом жизни. Психологами было проведено два эксперимента. В первом 206 мужчин и женщин возрастом от 20 до 60 лет должны были оценить с помощью теста свой уровень счастья.
Затем участники стали вести дневник, в который записывали в течение определенного времени самые стрессовые события дня, а также моменты, когда особенно ощущали себя одинокими. Оказалось, что чем сильнее респонденты стремились к счастью, тем более одинокими они себя чувствовали. Это явление наблюдалось даже при учете следующих факторов: возраста, пола, их социального и экономического статуса. Другой эксперимент предусматривал просмотр 44 студентками эмоционально нейтрального клипа, после чего они должны были оценить степень своего чувства одиночества.
Некоторым девушкам было предложено прочесть газетную статью, в которой говорилось о необходимости быть счастливой, подчеркивалась важность успехов в карьере и везения в личной жизни. Другие участницы читали ту же статью, однако в ней слово «счастье», а также его производные были заменены на слова с более нейтральным смысловым оттенком. В конце эксперимента всем добровольцам показали фильм продолжительностью в 35 минут, вызывающий у зрителей чувство привязанности друг к другу и сопереживания.
После просмотра первого ролика у людей из обеих групп наблюдался одинаковый уровень ощущения одиночества. Но прочтение газетной статьи и просмотр фильма вызвал у первой группы больше беспокойства из-за собственного одиночества.