Вероятнее всего, когда вы решаете поставить «лайк» телевизионному шоу, музыкальной группе, местной компании или продуктам на страничке Facebook, вы даже не подозреваете, что это действие может иметь серьезные последствия. Оно может рассказать вашим друзьям нечто, касающееся ваших интересов, или вызвать обновление статуса на странице, которая появляется в вашей ленте.
«Лайки» - это то, что на сайте Facebook доступно любому человеку, даже тем, кого нет в вашем списке друзей. В ходе недавно проведенного исследования, результаты которого были опубликованы в «Трудах Национальной академии наук» (Proceedings of the National Academy of Sciences), группа ученых создала компьютерную программу, которая на основании анализа «лайков» пользователя может многое рассказать об этом человеке, в том числе его возраст, национальность, уровень IQ, политические убеждения и даже сексуальную ориентацию.
Для своего исследования группа ученых из Лаборатории психометрии Кембриджского университета и компании Microsoft Research Cambridgе проанализировала данные 58 тысяч американских пользователей Facebook, которые согласились предоставить свои профили и «лайки» для анализа при помощи программы под названием myPersonality app. Исследователи пропустили эти «лайки» через алгоритм, созданный специально для этого проекта, а затем сравнили полученные данные с теми данными, которые были им известны о пользователях, предоставивших экспертам содержание своих страничек на Facebook.
Для каждой пары характеристик – скажем, белокожий или афроамериканец, демократ или республиканец – ученые выбирали пару пользователей, каждый из которых принадлежал к своей группе, а программа должна была вслепую определить, к какой категории принадлежат эти пользователи на основании их «лайков». Разумеется, программа не смогла справиться с заданием в 100% случаев, однако она странным образом правильно определяла некоторые характеристики пользователей, которые, как вы могли прежде предполагать, невозможно угадать только на основании «лайков».
К примеру, программа с точностью в 95% определила, к какой расе принадлежали пользователи, с точностью в 88% - какой партии – демократам или республиканцам – они симпатизируют, и она с точностью в 82% определила, какую веру они исповедуют – христианство или ислам. Ниже приведены данные о точности результатов, выдаваемых программой, в определении характеристик пользователей:
Пользователь одинок или состоит в отношениях – 67%
Родители пользователя жили вместе до достижения им 21 года – 60%
Пользователь курит или нет – 73%
Пользователь употребляет алкоголь или нет – 70%
Пользователь употребляет наркотики или нет – 65%
Пользователь – белокожий или афроамериканец – 95%
Пользователь - христианин или мусульманин – 82%
Пользователь - демократ или республиканец – 85%
Пользователь гей или нет – 88%
Пользователь лесбиянка или нет – 75%
Пол пользователя – 93%
В большинстве случаев такой уровень точности был достигнут вовсе не на основании «очевидных» «лайков», которые у многих ассоциируются с определенными взглядами или характеристиками. К примеру, менее 5% пользователей нетрадиционной ориентации поставили «лайки» под информацией об однополых браках или другими подобными страницами.
Вместо этого разработанная учеными программа объединила на первый взгляд незначительные «лайки», поставленные участникам различных групп, в отдельные классы, внутри которых наблюдается определенное сходство. Сравнив «лайки» с результатами личностного теста (который также является частью myPersonality app), исследователи обнаружили, что пользователи, поставившие «лайк» под «Грозой», «Репортажем Колберта», «Наукой» и «Curly Fries», скорее всего, имеют более высокий уровень IQ в сравнении с теми, кто этого не сделал. Подобным же образом, если мужчины ставят «лайк» под «Mac Cosmetics» или мюзиклом «Злая», то они с большей долей вероятности могут оказаться геями, в то время как мужчины, поставившие «лайк» группе Wu-Tang Clan или Шакилу, могут оказаться таковыми с меньшей долей вероятности.
Анализ всех «лайков» пользователей позволил программе создать их портрет, однако его точность во многом зависит от количества «лайков», поставленных каждым пользователем. В случае с теми, кто поставил от одного до десяти «лайков», точность анализа была крайне низкой, однако в случае с теми, кто поставил от 150 до 300 «лайков», программа смогла с достаточно высокой точностью определить их характеристики.
Первоначально задача исследователей заключалась в том, чтобы показать, сколько может рассказать о нас та информация, которая доступна всем в сети. Вы можете публично не заявлять о своей сексуальной ориентации, политических взглядах или о пристрастии к наркотикам, однако подобная программа способна проанализировать ваши «лайки» и выдать достаточно достоверную информацию о вас.
Хотя пользователи предоставили свои «лайки» и профили для анализа посредством программы, разработанной третьей независимой компанией, согласно пользовательскому соглашению Facebook, ваши «лайки» на сайте доступны всем. Facebook уже использует свои собственные программы, анализирующие «лайки», чтобы определить, какие истории должны появляться в ленте того или иного пользователя. Кроме того, доступ к ним могут получить рекламные компании, которые смогут узнать, какие именно рекламные объявления с большей долей вероятности привлекут ваше внимание.