Избрание кардинала Бергольо на престол Святого Петра знаменует собой не просто исторический поворот для Католической Церкви - так как это первый латиноамериканский Папа, - но и свидетельствует о возвращении маятника, которое трудно было предсказать после понтификатов Иоанна Павла II и Бенедикта XVI: первый иезуит, ставший Папой, больше похож на Павла VI и Иоанна XXIII, чем на своих ближайших предшественников, пишет Le Figaro.
Этот неожиданный выбор вдвойне удивителен, потому что на предыдущем конклаве кардинал Бергольо был соперником Бенедикта XVI. Будучи фаворитом, он не перенес огромного давления консервативных кругов и, сославшись на проблемы со здоровьем, снял свою кандидатуру. Папа Бенедикт XVI, который не хотел быть избранным, в конце концов ушел с престола, а тот, кто мог претендовать на место Папы на том конклаве, сегодня стал его преемником, отмечает обозреватель издания.
Новому Папе 76 лет, и здоровье его весьма хрупкое, и это означает, что этому неподкупному и скромному человеку нечего терять, подчеркивает Жан-Мари Генуа. "Кардиналы увидели в нем человека, который в данной ситуации способен противостоять мастодонту римской Курии в вопросе ее реформы, представляющейся необходимой", - отмечает издание. Это чрезвычайно сложная задача, однако его избрание означает поражение "римской партии", поддерживавшей другого латиноамериканца, кардинала Шерера, настоящего агента Курии. "Чтобы понять, как велико было их разочарование, достаточно было вчера взглянуть на лица некоторых кардиналов на балконе собора Святого Петра", - пишет газета.
То, что Папа - иезуит, является своеобразным реваншем для этого великого ордена, известного своими высокими интеллектуальными требованиями и смиренной приверженностью к социальной деятельности. С этой точки зрения Папа Франциск является продолжателем линии Франциска Ксаверия, ученика основателя иезуитского ордена Игнатия Лойолы, а также "бедненького" Франциска Ассизского, считает автор статьи. "Выбор этого имени достаточно говорит о том, каким Папой хочет быть тот, кто ездит на общественном транспорте и живет в Аргентине в скромной квартире. И хотя Бергольо не "черный Папа" (так СМИ иногда называют главу ордена иезуитов, чтобы подчеркнуть масштабы влияния конгрегации), он, тем не менее, Папа-иезуит, который получает власть, осознавая церковное и идеологическое значение этого выбора, и считает приоритетным вопросом помощь бедным. И в этом, а не в его латиноамериканском происхождении, главный "месседж" избрания Франциска, убежден Генуа.
Le Figaro