В недавнем докладе «Американской психологической ассоциации» (AПA) впервые приводится доказательство того, что отдавая, человек чувствует себя лучше, чем когда получает.
«Наши результаты показывают, что испытываемое счастье, возникающее после оказания помощи другим в различных культурных и экономических условиях, глубоко укоренилось в человеческой природе», — пишут исследователи в отчёте.
Доклад «Просоциальные потери и приобретения: Кросс-культурные свидетельства психологической универсальности» опубликован АПА в журнале «Персональная и социальная психология».
В результате нескольких экспериментов были получены одинаковые результаты: люди во всём мире больше любят отдавать, и это делает их счастливыми. Исследователи назвали это ощущение «сердечным светом».
В частности, они опросили людей, дающих деньги, причём разницы в результатах в богатых и бедных странах не было.
Они основывались на данных опроса, проведённого в 136 странах мира социологической службой «Опрос Гэллапа» в 2006-2008 годах. Было опрошено 234 917 лиц, половину из которых составляли мужчины. Средний возраст опрошенных 38 лет.
Хотя это научно и не доказано, многие состоятельные люди утверждали, что они счастливы, когда отдают.
Уоррен Баффет, знаменитый американский миллиардер, заявил в 2010 году, что почти всё своё богатство он потратит на благотворительность ещё при жизни.
Он также сказал, что образ жизни его семьи не изменится, а если он потратит все свои деньги на себя, то это не принесёт ему счастье. Он сказал, что хочет лишь сохранить то, что ему необходимо, и остальное отдать обществу.
Исследователи изучили то, что сказал Баффет, и подумали: «А будет ли благотворительность давать ощущение счастья в относительно бедных регионах мира?»
В одном анализе они сравнили ответы 820 человек из университетов Канады и Уганды. Участники описали случаи, когда они тратили деньги либо на себя, либо на других. Затем их спросили, когда они чувствовали себя счастливее.
В докладе сделан вывод: «Участники из Канады и Уганды сообщали о более высоком уровне счастья, когда они хотели тратить деньги на других, а не на себя».
Исследователи спросили, что, возможно, они тратили деньги на других, чтобы создать или укрепить отношения? Оказалось, что люди чувствовали себя счастливыми, даже если их не благодарили.
В другом примере исследователи провели эксперименты с участниками из Канады и Южной Африки. Участники купили подарок для себя, а затем они купили точно такой же подарок, который анонимно подарили кому-то другому. Никто из посторонних не знал об эксперименте.
Оказывается, что делая что-то для других, люди получали более высокий уровень положительных эмоций, чем когда делали что-то для себя.