Наместник Сретенского монастыря о национальной идее, о героизме и патриотизме: «Деидеологизированное государство духовно расслаблено и нежизнеспособно».
Может ли общество жить без идеологии? Без идей? Без примеров и образцов? Кто и как сегодня задает нам эти образцы, как транслируются вечные ценности и устанавливаются те самые «духовные скрепы», о дефиците которых в современной России говорил в послании Федеральному собранию ее Президент? Российская газета обсудила эту тему с наместником Сретенского монастыря, ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре архимандритом Тихоном (Шевкуновым).
По словам архимандрита Тихона, «после советского периода с его принудительной идеологией мы, по нашему обычаю, шарахнулись в противоположную сторону - в данном случае к полной идейной растерянности, неопределенности смыслов и целей. При всем отвращении к любой принудительной идеологии, все больше людей постепенно приходят к выводу, что и другая крайность - полностью деидеологизированное государство духовно расслаблено и попросту нежизнеспособно».
Он также заявил, что не желал бы вымученной за письменными столами, обязательной для всех идеологии. «Но, к счастью, в области человеческих убеждений и мировоззрений есть вещи, гораздо более значимые и действенные, чем любая идеология», - добавил архимандрит.
По его словам, высшие ценности - это милосердие, доброта, мужество, жертвенная любовь к людям и к Отечеству, мудрость, верность, бескорыстие, справедливость, скромность. «Я уже не говорю о вере в Бога, об открытии Его замысла о мире и человеке. Именно перечисленные духовно-нравственные качества так хотят видеть большинство родителей в своих детях. И, наверное, именно их воспитание и культивирование должно быть предметом молодежной политики. Но только вот беда: никакие нравоучения и самые правильные проповеди здесь совершенно не работают. Более того - вызывают стойкую и длительную аллергию», - добавил отец Тихон.
Он также отметил, что «герои - это носители тех самых главных, вечных ценностей - народа, культуры, цивилизации». «Но, что очень важно, они больше, чем просто носители. Именно на них в обществе возложена непосильная ни для кого другого задача - действенной передачи этих ценностей от поколения к поколению, от сердца к сердцу. Никакие морализирования, нравоучительные проповеди, семинары и селигеры без этих подлинных носителей высших ценностей с такой задачей не справятся. Педагогическая функция героев - продолжение их особого служения даже спустя много веков после их смерти. Недаром знаменитые «Сравнительные жизнеописания» Плутарха - биографии великих римлян и греков, изучались, к примеру, в российских гимназиях вплоть до революции, когда на смену прежним, пришли совершенно иные герои», - добавил отец Тихон.
Однако в настоящее время происходит дегероизация. Это, по словам архимандрита Тихона, в разумных рамках, позитивный и порой даже необходимый процесс, время от времени происходящий в различных странах и культурах, когда ветром истории с пантеонов сносит шелуху и наносное. «Но в нашем российском случае за ревизию взялся «креативный» класс и «рукопожатное» сообщество особо продвинутых любителей отечественной истории. В итоге проведенной с большевистской беспощадностью зачистки, национальных героев они нам просто не оставили. Низложены все. Превращены в безжалостных монстров, подонков и подлецов, трусов, извращенцев, беспринципных конъюнктурщиков. Методы - клевета, циничное и безжалостное высмеивание, передергивание фактов. В науке - тенденциозность. В сборе фактов - подлоги и приемы папарацци. И все это, конечно, под предлогом «борьбы за правду» и трепетного желания открыть нам, слепым и обманутым, истину о нас самих», - добавил он.
Отец Тихон рассказал, что недавно зашел в центральный московский книжный магазин. «На самом видном месте, среди лидеров продаж - пасквиль Резуна о маршале Жукове, очередное переиздание. Или еще пример: уже не год и не два муссируется идейка о том, что «ваш Александр Невский» - не более чем заурядный приспособленец, прихвостень татарских князей. А Пушкина как пытаются ославить бездарные пошляки!..», - восклицает наместник Сретенского монастыря.
Он отметил, что отечественные и академические западные ученые давно камня на камне не оставили от «исторических» концепций Резуна. Да речь ведь даже не об этом. Любого без исключения военачальника можно при желании обвинить в жестокости. Отец Тихон напомнил слова Пушкина: «Оставь герою сердце… Что же / Он будет без него? Тиран…» «Это из стихотворения «Герой», посвященного, кстати сказать, не кому-нибудь, а Наполеону - врагу России. Вот где мудрость гения и глубокий, пронизывающий века исторический взгляд. Книга Резуна и последовавшая за ней кампания - ярчайший пример согласованной деятельности - международной и внутрироссийской - по перелицовке не только истории Второй мировой войны, но и нашей национальной ментальности. Подспудно и напрямую нам внушают: если те, кого вы называет своими великими героями, на самом деле сплошь и рядом - чудовища и выродки, то какова же «эта страна», каков народ, каковы вы сами?» - вопрошает архимандрит.
Он также заявил, что «из недавней истории в качестве героев нам оставлены, кажется, лишь двое: престарелые академики Д. С. Лихачев и А.Д. Сахаров с их противостоянием распадающемуся советскому государству». «Был ещё, правда, А.И. Солженицын, но в последние годы жизни он, по мнению креативной публики, что-то не то написал, и они его от своего общества отлучили», - продолжил отец Тихон.
Он отметил, что каких-то современных героев «креативный класс» нам все-таки предлагает. А именно - «героев» гламура. Они несут и успешно передают молодым «ценности», прямо противоположные высшим: вместо скромности - наглое тщеславие, вместо благородства - мелочность, вместо мужества - демонстративное приспособленчество и конъюнктуру. И далее по списку.
Также отец Тихон назвал имена героев, сравнительно недавно пожертвовавших своей жизнью ради спасения ближнего. Это майор Сергей Солнечников и сержант Евгений Эпов. «А чем отличается их подвиг от подвига Александра Матросова? И ведь мы можем привести множество примеров - люди совершают настоящие подвиги - и военные, и государственные, и научные, и трудовые», - добавил он.
Отец Тихон отметил, что «можно и жизненно необходимо прививать людям умение быть благодарными к тем, кто этого действительно заслуживают». «Есть лишь одна заповедь, за исполнение которой Бог обещает совершенно определенную награду: «Почитай отца твоего и матерь, и долголетен будешь на земле». То же самое относится и к жизни народов и обществ. Посмотрите, сколько столетий и даже тысячелетий живут, несмотря ни на какие катаклизмы, страны, где почитание предков и национальных героев возведено в незыблемую традицию и повсеместный обычай. И напротив, как только в стране начинают дерзко разорять традиции предков и очернять лучших сынов и дочерей своего народа, стремительная деградация и распад неминуемы. Люди, воплотившие в себе лучшие качества человека, таким, каким его задумал Бог, лучшие качества своего народа - это величайшая драгоценность любой страны. Именно они - знаменитые и безвестные - самое великое достояние России. Никакие усилия государства и общества не могут быть признаны чрезмерными, если они будут направлены на благодарность и на то, чтобы не дать пройти незаметно подлинным проявлениям героизма. Сколько раз мы читали в газетах о том, как в каком-нибудь губернском городе, прямо на бульваре, на глазах у всех какие-то мерзавцы схватили девушку, потащили её в машину, а прохожий парнишка-ботаник заступился и был за это убит. Сколько таких сообщений… Но ведь этот парнишка и есть настоящий, истинный герой! А что же мы? Ну, появится маленькая заметка в областной газете. Ну, кто-то усмехнется: «дурак, нечего было лезть». Кто-то посочувствует - «жалко парня». И всё. И мы снова будем удивляться пассивности, трусости, нерешительности нашей молодежи…», - продолжил архимандрит.
В заключение своего большого интервью отец Тихон остановился на вопросе о национальной идее. «Вот уже два десятилетия у нас ищут национальную идею. Пока остановились на том, что это патриотизм. Конечно же, оно так, но любые окончательные формулировки, к сожалению, рано или поздно становятся общим местом, они всегда ограничены и уязвимы, почти всегда досадно идеологизированы. Такие формулировки неизбежно меняются в зависимости от изменений то государственного строя, то направления политики. Но есть вечные и высшие ценности и человеческие качества, - такие, как вера, честь, благородство, справедливость, стремление к истине, служение своему делу, труд в раскрытии талантов, данных человеку Богом, жертвенность, доброта, любовь к людям, любовь к своему Отечеству и верность ему. Не формула национальной идеи, а люди, воплощающие в себе эти лучшие и преемственные в нашей тысячелетней истории духовные качества, и выражают собой цель и национальную идею России. Да и народ по большому счету никогда не формулирует свою национальную идею, но зато безошибочно определяет ее носителей», - заключил архимандрит Тихон (Шевкунов).