Газета "Наш Мир" br>
Биолог-эволюционист Джаред Даймонд утверждает, что дети в
традиционных обществах общительнее и любознательнее, а также обладают
более развитым воображением. По его словам, причина тому — воспитание.
В
различных странах мира в воспитании детей используются совершенно
разные, а иногда даже противоположные подходы. Если в некоторых
обществах шлепки — совершенно обычное дело, то в других они могут стать
причиной развода. Тем не менее, различия не сводятся к одному лишь
отношению к физическим мерам воспитания.
В своей последней книге
«Мир вчерашнего дня: Чему мы можем научиться у традиционного общества?»
(The World until yesterday: What can we learn from traditionnal
societies?) преподаватель географии Калифорнийского университета в
Лос-Анжелесе и знаменитый биолог-эволюционист Джаред Даймонд (Jared
Diamond) противопоставляет воспитание юных американцев воспитанию детей в
традиционных обществах Новой Гвинеи.
Различий здесь целое море: в
рассмотренных Джаредом Даймондом маленьких обществах ребенку не
позволяют плакать, чтобы «научить его самоконтролю», в противоположность
тому, что делается в современных обществах западных стран. Кроме того,
ответственность за детей ложится на всю группу, а не только родителей,
чего, как легко догадаться, почти никогда не случается на Западе. В
таких маленьких традиционных обществах детей всегда держат за руку или
на руках родители, другие взрослые или даже дети постарше, тогда как в
США их обычно оставляют одних в колыбели. В отличие от описанных
американским ученым обществ Новой Гвинеи на Западе матери меньше кормят
детей грудью и не укладывают их спать рядом с собой. Наконец, дети в
традиционных обществах обладают куда большей свободой выбора с самого
раннего возраста.
Такой
непохожий подход к воспитанию естественным образом формирует совершенно
разных подростков и взрослых. Джаред Даймонд приводит наблюдения
нескольких ученых, из которых следует, что дети в традиционных обществах
плачут меньше своих западных «собратьев», что они общительнее,
любознательнее, увереннее в себе и изобретательнее, а также обладают
более развитым воображением. По сути, они вообще гениальны. Они не
превращаются в маленьких чудовищ в подростковом возрасте и умеют
делиться.
Получается, что небольшим традиционным обществам
удалось найти идеальную модель воспитания? Подобное утверждение все же
вызывает сомнения. Во-первых, утверждение о большей «независимости и
общительности» людей в таких обществах опирается исключительно на
наблюдения и впечатления. Другими словами, ничто так и не было научно
доказано. Кроме того, в воспитании не бывает чего-то абсолютно черного
или белого, здесь нужно найти золотую середину, уметь приспосабливаться.
Поэтому различия в воспитании детей в западном мире и традиционных
обществах, вполне вероятно, объясняются непохожими условиями жизни.
В
таких странах как США, где детям с самого раннего возраста приходится
иметь дело с духом борьбы и конкуренции, родителям лучше начать готовить
их к этому с малых лет. К тому же, в результате перемены нравов (по
крайней мере, на Западе) за последние несколько десятилетий все больше
женщин выходит на работу. И им больше не приходится заниматься детьми
целый день. Таким образом, культура в очередной раз позволяет отчасти
объяснить различия в воспитании.
Вместо того, чтобы (оправданно
или нет) заниматься критикой, лучше было бы попытаться осознать, что
воспитание детей на самом деле гораздо гибче, чем нам кажется.
Atlantico обратился за комментариями к психологу и психоаналитику Монике де Кермадек (Monique de Kermadec).
Atlantico:
В своей последней книге биолог-эволюционист Джаред Даймонд
противопоставляет воспитание на Западе и в маленьких традиционных
обществах. Он утверждает, что в традиционном обществе дети общительнее и
любознательнее. Что вы об этом думаете?
Моник де Кермадек:
В традиционных обществах дети гораздо больше контактируют со взрослыми,
чем на Западе. Таким образом, они ощущают другое отношение к себе с
самого раннего возраста. В таких малых обществах модель воспитания
способствует развитию социального и эмоционального интеллекта.
Сравнивать
две системы воспитания сложно, потому что мы живем в обществе, которое
разделяет детей и родителей. Так, например, вам будет очень непросто
привести ребенка на работу! Мне кажется, что главный вопрос звучит
следующим образом: как научить жить в мире, в котором мы с вами живем?
Дети должны быть готовы к миру, где у нас все меньше связей с другими, и
нужно уметь выкручиваться самому. Воспитание детей на Западе оставляет
их одних. Тем не менее, оно вовсе не обязательно учит их разбираться со
всем в одиночку.
— Чему мы можем научиться у традиционных обществ в плане воспитания?
—
Модель воспитания в традиционных обществах (дети растут в контакте со
взрослыми, в группах смешанных возрастов и получают возможность учиться
на собственном опыте) кажется мне хорошим предложением. Но как
реализовать нечто подобное на практике в обществе, где родители видят
детей очень редко? Предлагаемая традиционным обществом система — это
идеал. Кроме того, она соответствует воспитательной модели, которая
некогда существовала и в наших западных обществах: дети ходили в школы
без жесткого раздела на возрастные группы, находились в постоянном
контакте со взрослыми и обладали широкой свободой, которая позволяла им
узнать куда больше самостоятельно. Пришедшие вместе с индустриальным
обществом перемены оказали огромное влияние на условия воспитания.
Сегодня
в воспитании детей мы полагаемся почти исключительно на слова, а не на
непосредственный опыт. Тем не менее, если много говорить, но никак не
подкреплять это практикой, думаю, что ребенок не будет готов к
современному миру со всеми его опасностями. Ребенок может не обжечься,
потому что взрослый рассказывает ему о том, что нельзя касаться огня. Но
сегодня у нас просто предпочитают не пускать детей на кухню, и они
могут получить ожоги, как только окажутся у огня.
— Чем можно объяснить такие различия в воспитании детей?
—
Причиной изменения нашего подхода к воспитанию стали перемены в
обществе. Всего лишь 30 или 40 лет назад дети могли спокойно играть без
присмотра на улице. Сегодня же после школы они сразу же идут домой, а
рядом с ними всегда находится взрослый. То есть, у них меньше
возможностей для того, чтобы ощутить свободу и научиться чему-либо на
собственном опыте. Наше общество сделало это практически невозможным:
школа находится далеко, и чтобы попасть туда, нужен транспорт. Жизнь в
условиях большого города не позволяет использовать модель традиционного
общества. Причем это касается не только менталитета: материальные
условия жизни привели к коренным изменениям в системе воспитания.
— Существует ли идеальное воспитание? Если да, то как оно выглядит?
—
Я бы сказала, что в идеальной системе воспитания всегда находится место
для общения между взрослым и ребенком. При таком воспитании дети учатся
не только на книгах и различных советах, но и получают возможность
узнать что-то на практике. Кроме того, ребенок не должен жить в жестко
огороженном мирке своих сверстников: он должен быть в состоянии
воспользоваться опытом старших и передать собственный младшим.
— Все это так непохоже на модель воспитания в наших западных обществах...
—
Это действительно так, но мы все же можем добиться того, чтобы наши
дети общались с теми, кто старше и младше их самих. Только мы с вами
можем расширить эти горизонты для наших детей. Сейчас мы живем в тесных
семейных ячейках, и контакты с родственниками уже далеко не так часты
как во времена, когда несколько поколений жили под одной крышей. Но с
этим также можно справиться: нужно наладить общение ребенка с его
дедушкой и бабушкой или другими людьми в возрасте, которые могут
поделиться с ним своими воспоминаниями и опытом. Чем дольше мы живем в
больших городах, тем больше мы вынуждены прикладывать осознанных усилий
для того, чтобы вернуть некоторые качества старой системы воспитания
детей.
|