Российским блогерам-патриотам не понравилось, что Владимир Путин отказался ехать на похороны венесуэльского президента Уго Чавеса в Каракас. Откуда такое безразличие к верному партнеру России? - задается вопросом Le Monde. "Путин не поехал. Он использовал Чавеса, но ему не нравилось, что он помогает бедным. Он предпочитает богатых. Путин и Чавес - антиподы. Венесуэла не диктатура, там есть оппозиция, нормальные выборы, оппозиционеры занимают посты в регионах. В России такое невозможно", - цитирует издание блогера alano109.
В российской делегации не было ни первого, ни второго лица: посланники Кремля под предводительством Игоря Сечина и Валентины Матвиенко явно чувствовали себя не в своей тарелке, отмечает корреспондент Мари Жего. Их неловкость контрастировала с бурным выражением чувств другими лидерами "антиамериканского фронта": слезами Александра Лукашенко и пророчествами Махмуда Ахмадинежада о том, что Уго Чавес однажды "воскреснет, как Христос и Махди".
"Российская сдержанность связана с сопутствующими кончине Чавеса рисками: со смертью лидера венесуэльской революции многие контракты, подписанные Москвой в последние годы в сфере нефтедобычи и вооружений, окажутся под вопросом. Верная своим привычкам Москва вела переговоры с одним только Чавесом, забыв, что он смертен", - констатирует корреспондент Мари Жего.
"Предстоящие в апреле в Венесуэле выборы, которые точно не будут так же сфальсифицированы, как в России, - неприятная неожиданность для военно-политической кремлевской элиты. "Люди в погонах", как их называют на языке Пушкина, испытывают ужас перед непредвиденным. Они отдают предпочтение вице-президенту Николасу Мадуро, а не представителю оппозиции Энрике Каприлесу Радонски, который, хотя и имеет российские корни, поспешил заявить, что, придя к власти, прекратит закупки оружия у Москвы", - пишет газета.
Что касается нефтяных контрактов, перемен не ожидается, так как контракт был подписан "Роснефтью" с венесуэльским государством: российская компания обязалась инвестировать 20 млрд долларов в добычу нефти на Ореноко, получив 40% акций совместного предприятия. Издание высказывает сомнения в том, что Москва выдержит такие жесткие условия, учитывая не лучшее состояние нефтяного сектора, национализированного при Чавесе: в условиях плохого управления и падения добычи будущий президент может начать искать более эффективных, чем "Роснефть", партнеров.
Но есть одна сфера, где России нет равных: если Уго Чавеса решат забальзамировать, как Ленина, Сталина или Мао, использованы будут московские технологии. Специалисты Института лекарственных и ароматических растений уже готовы, они не утратили квалификацию: в 1994 году мумифицировали Ким Ир Сена, а в 2011 - Ким Чен Ира. Возможно, не слишком приятная, зато выгодная операция, пишет газета.
Le Monde