Вчера сирийские боевики впервые применили химическое оружие против жителей пригорода Алеппо.
Череда событий в Сирии и вокруг нее, по какому-то «странному» стечению обстоятельств спрессовавшихся в последние два дня, наводит на мысль, что «друзья Сирии» все-таки решили вмешаться во внутрисирийский конфликт вооруженным путем.
Вчера ранним утром по селению Хан аль-Асаль близ Алеппо была выпущена ракета с отравляющим газом пока еще неустановленного типа. Погибли 25 мирных жителей, в том числе женщины и дети, 10 военнослужащих сирийской армии, 130 человек получили отравления, 11 из них находятся в тяжелом состоянии. Признаки поражения: потеря сознания, судороги, затем – летальный исход.
Дамаск сразу заявил, что применение химического оружия – дело рук боевиков. Оппозиционеры начали было открещиваться от теракта: зачем, мол, нам настраивать против себя население? Но вот вездесущий арабский телеканал «Аль-Джазира», как сообщило агентство Anna News, впервые за все время сирийского кризиса подтвердил причастность боевиков к этому преступлению.
Вполне ожидаемой была реакция на случившееся из разных столиц мира. МИД России тут же выразил «предельно серьезную озабоченность» тем, что в руки сирийской оппозиции попало оружие массового уничтожения. А вот американский Госдеп заявил, что у него нет оснований считать, что химическое оружие применили повстанцы, назвав подобное предположение попыткой дискредитировать противников Башара Асада. В то же время власти США заявили, что не исключают возможность применения химического оружия как раз правительственными силами, и предупредили Дамаск, что использование им такого оружия «абсолютно неприемлемо».
ООН и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вообще не смогли вчера подтвердить факт применения в Сирии химического оружия. ВОЗ лишь намеревается сегодня поставить в Алеппо дополнительные медикаменты.
Тем не менее сам факт применения отравляющих веществ под Алеппо, видимо, можно считать доказанным: об этом сообщили и боевики, и правительственные источники, продемонстрированы видеоролики и фотографии, пишет в своем блоге специалист по делам региона Анатолий «Эль Мюрид».
Однако, видимо, речь не идет о применении боевых отравляющих веществ, отмечает эксперт. Свидетели говорят о том, поясняет он, что на месте теракта чувствовался сильный запах хлора. Скорее всего, хлор и был применен. Это с большой вероятностью говорит о причастности именно боевиков, так как они контролировали крупнейший химический комбинат Сирии в городе Сфира на юго-востоке от Алеппо. Как раз этот комбинат имел очень большие запасы хлора, и вряд ли армия сумела вывезти их при захвате.
Хотя хлор и относится к отравляющим веществам, продолжает эксперт, боевого применения он практически не имеет. Одно из условий, которое выдвигается к боевым ОВ, – быстрое их разложение после применения, так как в боевой обстановке войска, применившие ОВ, должны воспользоваться замешательством противника и прорваться через обработанный химическим оружием участок обороны. Поэтому основные отравляющие вещества типа того же зарина нестойки и самопроизвольно разлагаются в течение нескольких часов. При высокой температуре разложение может занять совсем немного времени.
Дегазация хлора – гораздо более хлопотное занятие просто потому, что сам по себе он не разлагается, а его дегазация на местности в основном проводится с помощью гидролиза щелочными растворами. То есть вначале зараженный участок нужно изолировать созданием водяной завесы, а затем его нужно обработать раствором щелочи. В боевых условиях все эти упражнения довольно проблематичны, поэтому хлор, являясь ядовитым веществом, малопригоден в боевом отношении. Как раз поэтому военные всех армий практически отказались от применявшегося ранее ОВ фосгена: он довольно долго и сложно разлагается на местности в обычных условиях.
Уже поэтому, подчеркивает эксперт, для армии нет смысла применять хлор в качестве ОВ, тем более в ситуации, когда он применяется абы как – просто по площади. Будь это стоящие на вооружении отравляющие вещества, можно было бы гадать и строить предположения. В случае с хлором это бессмысленно.
«Коли ударили враги Асада этой ракетой с ливийских складов, то этот удар уже зафиксирован средствами (американской) электронной разведки (как минимум), – пишет в своем блоге другой эксперт – Сергей Филатов. – А это означает, что уже всем, кому положено, понятно, кто стрелял и откуда залетело. И вот именно поэтому даже американцы начали на первых порах, что называется, «жаться». Да, как-то они все притихли – считают варианты и, наверное, контактируют... Одно ясно: те, кто заварил сирийскую кашу, от своего не отступятся. Им требуется не урегулирование, а эскалация. Не политическое решение – а война на истощение обеих сторон. Не сближение позиций мировых сил, стоящих вокруг сирийского конфликта, – а их разделение. Сегодня – и не надо стесняться, – момент истины. Обама же говорил, и не раз: в случае применения Сирией химического оружия США начинают военную операцию против Асада».
Обама, кстати, направился сегодня с визитом в Израиль. А накануне британская Guardian сообщила, что Израиль будет просить Обаму во время его визита в страну начать интервенцию в Сирию, пишет в своем блоге эксперт. При этом просьба к американцам о решительных действиях поступит только в том случае, если будут найдены неопровержимые доказательства того, что сирийские ракеты из армейских арсеналов передаются или иными путями попадают в руки боевиков «Хезболлы». Ну как же после этого не появиться этим «неопровержимым доказательствам»?..
Если ответ президента США будет отрицательным, продолжает британское издание, Израиль попросит Обаму обеспечить ему полную поддержку со стороны Соединенных Штатов «военной операции ЦАХАЛа на территории Сирии и Ливана, чтобы остановить пополнение ракетных запасов «Хезболлы».
Одновременно Guardian утверждает, что Израиль попытается оказать давление на Обаму и в вопросе с Ираном. В частности, президента США будут просить снять ряд условий, касающихся военных действий против исламской республики. В то же время сам президент США постарается добиться от израильской стороны большей приверженности мирному процессу с палестинцами. Ни одна из сторон, вероятно, не достигнет своих целей в полном объеме, оставив Сирию как наиболее перспективную арену для американо-израильского соглашения.
Тем временем масла в огонь конфликта подлил и командующий ВС США в Европе адмирал Джеймс Ставридис, который заявил, что страны – члены Североатлантического альянса готовят планы военных операций для прекращения гражданской войны в Сирии. «Ужасной гражданской войне в Сирии не видно конца», – сказал адмирал, выступая на заседании сенатского комитета по вооруженным силам. По его словам, ряд стран НАТО продолжает рассматривать возможность использования вооруженных сил для прекращения гражданской войны в Сирии, оказания помощи оппозиции, включая использование ВВС для обеспечения бесполетной зоны над территорией страны. «Мы готовы, если нам прикажут, предпринять действия, сходные с ливийскими», – заверил сенаторов адмирал. Правда, при этом он отметил, что, как и во время ливийской кампании 2011 года, для использования вооруженных сил Альянса в Сирии потребуется принятие резолюции СБ ООН, а также согласие всех 28 членов НАТО.
А «бесполетную» зону могут теперь запросто запросить у НАТО сирийские оппозиционеры, умудрившиеся-таки избрать 18 марта в Стамбуле главу «временного правительства» Сирии. Им стал 50-летний курд Гассан Хитто, уже давным-давно перебравшийся в США, а в последние годы осевший в Турции. О поддержке, которую он имеет среди вооруженной сирийской оппозиции, наглядно свидетельствует «большинство», которым он был избран на этот пост: треть из 73 членов Национальной коалиции революционных и оппозиционных сил Сирии (НКРОС) вовсе отказались участвовать в процедуре голосования, и из оставшихся 48 делегатов 35 все же поддержали его кандидатуру.
Сразу же после своего избрания Хитто отверг возможность диалога с правительством Асада: «Мы подтверждаем великому сирийскому народу, что не будет диалога с режимом Асада». Кроме того, новоявленный сирийский «премьер» пообещал в кратчайшие сроки разработать «программу кабинета».
Программа будет такая, пишет Сергей Филатов:
1. Визит в Париж за поддержкой.
2. Получение денег и оружия (к маю).
3. Создание на территории Сирии какого-то анклава, на котором и будет провозглашен «освобожденный район».
4. Обращение к Западу и Заливу с просьбой установить бесполетную зону над этим анклавом.
5. Дальнейшее расширение иностранной интервенции.
Иначе зачем этот цирк с каким-то «правительством», которое ничем не управляет?
Иван Гладилин