Свой первый зарубежный визит после избрания на пост председателя КНР Си Цзиньпин, как пишет Михаэль Людвиг на страницах немецкой Frankfurter Allgemeine, совершит в Россию. Начнется он в эту пятницу. Многие в Москве считают, что в ходе государственного визита будет представлена новая модель российско-китайских взаимоотношений, именуемых зачастую "стратегическим партнерством". Причем больше всего надежд связывается именно с торгово-экономической частью переговоров. В Москве, подчеркивает издание, понимают, что возможные конфликты из-за спорных островов в Южно-Китайском море приведут к тому, что наземные способы транспортировки нефти и газа приобретут для Китая большую значимость, чем прежде. К тому же, констатирует автор, в России установилась точка зрения, что ввиду "определенных проблем с Евросоюзом прокладка новых трубопроводов после введения в эксплуатацию Южного потока, который пройдет по дну Черного моря, будет возможна исключительно на Востоке в Тихоокеанском регионе".
А потому, говорится далее, российский монополист ОАО "Газпром" надеется, что нынешний визит китайского лидера в Россию станет прорывом в тянущихся уже не один год переговорах о строительстве газопровода, который бы "качал" в Поднебесную до 30 млрд тонн восточносибирского газа ежегодно. Также в интересах Москвы и увеличение поставок в Китай российской нефти - с нынешних 15 до 30 млн тонн в год. Поставляться же она должна, как отмечает издание, частично через Казахстан, частично - через дальневосточный нефтепровод с конечной точкой в Козьминой бухте. Причем вполне возможно, что осуществляться поставки будут и по второй ветке, которую профинансирует китайская сторона. Государственная "Роснефть" планирует, в свою очередь, предоставить китайским компаниям доступ к нефтяным месторождениям в Баренцевом море. Также компания ведет с Китаем переговоры о внесении предварительной оплаты за будущие поставки нефти - речь идет о сумме до 40 млрд долларов. Эти деньги, пишет Людвиг, "очень нужны "Роснефти", поглотившей THK-BP".
И все это не считая того, что Россия хочет еще сильнее включить КНР в развитие своего Дальнего Востока, продолжает автор. "У самой России, как известно, для этого десятилетиями нет денег". Таким образом, подытоживает автор, "Россия при всем этом не питает никаких иллюзий относительно того, что усиливается ее роль как сырьевого придатка Китая и что китайское присутствие на Дальнем Востоке таит в себе риск зависимости от него".
Что же касается поставок вооружения, долгое время бывших краеугольным камнем российско-китайского стратегического партнерства, то тут, подчеркивает Frankfurter Allgemeine, все обстоит не так радужно, как прежде. Так, последняя крупная сделка в этой сфере была заключена лишь в 2005 году - с тех пор поставки российского вооружения в Поднебесную сильно сократились. С одной стороны, произошло это по вине Китая, недовольного тем, что Россия не стремится продавать ему образцы современного вооружения, как это происходит с Индией. С другой - Москва недовольна тем, что Пекин без лицензии занимается копированием российской военной техники. Тем более что в этой области обе страны стали самыми настоящими конкурентами. "А совместные учения в рамках ШОС Пекин использовал для того, чтобы чему-то научиться у российских военных", - пишет автор статьи.
Frankfurter Allgemeine