В центре внимания мировых СМИ по-прежнему остается ситуация в Сирии. Вероятно, события в этой стране будут развиваться по «ливийскому сценарию», но на сей раз вторжение НАТО может обернуться крупной войной на Ближнем Востоке.
О возможности вторжения НАТО в Сирию было ясно еще в 2012 году. Наибольшую активность в этом вопросе проявляла Турция, которая ратовала за создание «свободной зоны» от правительственных войск на севере Сирии. Лидеры стран запада на словах заявляли, что не намерены вмешиваться в конфликт, но постоянно подчеркивали, что режим Башара Асада доживает последние дни. Определенную преграду на пути к вторжению поставили Россия и Китай, наложив вето на резолюции Совета Безопасности ООН. Однако ближе к концу 2012 года стало очевидно, что Свободная сирийская армия, «Джабхат аль-Нусра» и другие группировки экстремистов не в силах установить контроль над ключевыми городами: Дамаском и Алеппо. С этого времени в адрес руководства Сирии пошли угрозы о «последствиях применения химического оружия», под которыми как раз и подразумевалось вторжение в республику.
В 2013 году ситуация накалилась еще больше. Сначала по запросу Турции в приграничных районах с Сирией были размещены системы ПВО «Patriot», а совсем недавно о готовности провести операцию заявил командующий войсками НАТО в Европе Джеймс Ставридис. Очевидно, что если в рядах Альянса будет полное согласие, вторжение в Сирию произойдет и без резолюции Совета Безопасности ООН.
Операция НАТО в Ливии во многом стала изолированным военным конфликтом, так как у Джамахирии не было сильных союзников, которые могли бы помочь отразить агрессию. Ситуация в Сирии принципиально иная. Конфликт уже давно вышел за пределы страны: обмены артиллерийскими ударами на сирийско-турецкой границе, столкновения в Ливане, удар ВВС Израиля по военно-исследовательскому центру около Дамаска, армия Ирака открывала огонь по позициям сирийских боевиков. Самое главное, что режим Башара Асада имеет мощного союзника в лице Ирана, который вероятно готов защищать Сирию в случае интервенции НАТО.
Таким образом, вторжение НАТО в Сирию может привести к большой ближневосточной войне с прямым или косвенным участием: Израиля, Ливана, Турции (член НАТО, но в сирийском конфликте во многом выступает как самостоятельный игрок), Сирии, Иордании, Ирака, Ирана, Катара и Саудовской Аравии. Не исключено, что в этот крупный региональный конфликт могут быть втянуты республики Кавказа, а значит и Россия.
Кандитат наук