Чтобы добиться успеха на рынке предметов роскоши, брендам нужно подняться над общей массой, утвердить свое превосходство, диктовать собственные правила. В целом все это слегка отдает империализмом.
Сейчас они вступают в борьбу за развивающиеся страны, соперничают друг с другом блеском фирменных магазинов, пытаются привлечь людей к своей точке зрения, начинают одну за другой самые что ни на есть безумные инициативы.
Они сделали ставку на европейский имидж, образ итальянского или французского ремесленного мастерства, классические материалы, которым придают форму годы накопленных знаний. Им удалось добиться любви и почитания.
Как бы то ни было, Мао в прошлом нередко называл империализм «бумажным тигром». Так что сейчас, когда развивающиеся страны уже серьезно «развились», эта империалистическая стратегия попахивает высокомерием.
Взять хотя бы Бразилию и Китай. Оба этих государства уже не первый год воспитывают национальную гордость в связи масштабными геополитическими преобразованиями: Бразилия стремится получить статус постоянного члена Совбеза ООН, а Китай стал второй по силе экономикой мира. В подобных условиях европейским брендам все труднее изображать из себя конкистадоров.
У потребителей в этих странах все более утонченный вкус
Это тем важнее, что вкусы потребителей в этих странах становятся все утонченнее. Они все чаще отказываются от стремления к чисто внешним признакам богатства, начинают интересоваться формами товаров, различными тонкостями, историей.
Бренды, которые продолжают сегодня набирать обороты, поняли это и начали обращаться к потребителям через культуру и историю, устраивать собственные выставки и даже музеи. Они стремятся объединить коммерцию и культуру, продвигают искусство эксклюзивности и придают личному обогащению оттенок благородного внутреннего развития.
При этом не стоит забывать, что эти страны также наполнены собственной историей: Бразилия и ее смешение культур, Китай и его тысячелетняя цивилизация.
Сейчас в Китае новая элита, которую сформировали представители партийного и промышленного руководства, ориентируется на домашние бренды, не похожие на клише нуворишей. Они формируют новый облик Поднебесной, которая постепенно начинает задавать тон на рынке искусства.
Нет ничего удивительного в том, что китайские бренды уже заняли 5% местного рынка предметов роскоши.
В том, что одним из самых заметных кутюрье на Лондонской неделе высокой моды стал выпускник британского Центрального колледжа искусства и дизайна Хуэйшань Чжан, чья коллекция была пропитана отсылками к китайской культуре и истории.
В том, что на рынке все больше укрепляют свои позиции такие китайские бренды, как NE Tiger. Его создатель Чжан Чжифень уверят, что 65-70% выпускаемых его компанией платьев, шуб и костюмов уходит на рынок США и Европы.
В том, что у нас начинают все больше говорить о неделе высокой моды в Сан-Паулу, и что таким кутюрье, как Александр Херчкович, и ювелирам, как H. Stern, удается добиться мирового признания.
У этого бренда уже сейчас есть свои торговые точки в Париже. Что касается обувной компании Carmen Steffens, она намеревается открыть в этом году порядка десяти магазинов во Франции, а в ближайшие два года инвестировать в нашу страну порядка десяти миллионов евро.
В Hermès, безусловно, предвосхитили развитие событий и запустили собственный бренд Shang Xia. Сначала он был ограничен территорией Китая, однако сейчас компания нацелена на экспорт и в том числе намеревается открыть бутик… в самом центре Парижа.
Внимание к деталям
Смысл выражения «сделано в Китае», по всей видимости, постепенно меняется, и в будущем (по крайней мере, в некоторых областях) оно может стать синонимом мастерства, традиций и внимание к деталям.
То есть, французские бренды могут оказаться под угрозой? По счастью, нет… Результаты проведенного в феврале исследования показали, что обозначение «сделано во Франции» по-прежнему сохраняет свою уникальную ауру.
«Кажется, будто каждый предмет создавали живые люди, которые вложили в него чуточку души», - рассказала нам одна китаянка.
«Товар французского бренда дарит совершенно особые ощущения из-за тех усилий, которые были вложены в малейшие детали», - добавила малазийка.
Однако французским брендам все же придется пересмотреть принципы своего поведения. Им стоит внимательнее приглядеться к этим новым потребителям, чтобы лучше понять их и заложить основу для сотрудничества. И даже объединяться, чтобы продвинуть вперед их собственную, то есть нашу с вами культуру.