Соединенные Штаты тихо и незаметно взялись за выполнение колоссальной задачи, пытаясь создать региональные системы противоракетной обороны, причем не только для стран НАТО, но и для государств Восточной Азии и Ближнего Востока.
США «идут впереди всех» в противодействии потенциальным ракетным угрозам со стороны Северной Кореи и Ирана, будь то угрозы территории США, союзникам или американским войскам за границей.
В некоторых районах задача заключается в том, чтобы заставить работать совместно бывших врагов, таких, например, как Япония и Южная Корея. Еще более трудная задача состоит в том, чтобы попытаться создать коллективную систему обороны с включением в нее Турции, Иордании, Израиля, Саудовской Аравии и других стран Персидского залива.
Ровно тридцать лет тому назад президент Рональд Рейган провозгласил свою неосуществимую программу «Звездных войн», призванную обеспечить защиту от внезапного удара тысяч советских боеголовок в ядерном снаряжении.
Сегодня в США существует программа противоракетной обороны стоимостью 8 миллиардов долларов или более того в год. В ее рамках поддерживается минимальная система защиты от баллистических ракет, призванная прикрыть территорию Соединенных Штатов. В рамках этой программы также разрабатываются новые системы и технологии ПРО, и ее средствами можно противостоять нападению нескольких десятков ракет средней и большой дальности.
15 марта министр обороны Чак Хейгел (Chuck Hagel) объявил о развертывании в перспективе 14-ти дополнительных ракет-перехватчиков наземного базирования в Форт-Грили на Аляске, где уже находится 30 боеготовых антиракет. Вместе с четырьмя ракетами-перехватчиками наземного базирования на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии они составляют внутреннюю систему защиты США от межконтинентальных баллистических ракет. У США имеются РЛС дальнего обнаружения, развернутые по всему миру и в космосе, а также система управления, связывающая все элементы этой системы воедино.
А что же США делают в других странах мира?
Лучшее тому объяснение - это расшифровка стенограммы конференции, проведенной 12 марта Атлантическим советом (Atlantic Council), представляющим обе партии. Название конференции – «Соединенные Штаты и глобальная ПРО».
Заместитель министра обороны по политическим вопросам Джеймс Миллер (James Miller) заявил, что Соединенные Штаты обеспокоены «ракетным потенциалом Северной Кореи … что усугубляется стремлением северокорейского режима к созданию ядерного оружия». По его словам, Иран в своих попытках «по созданию ядерного оружия и баллистических ракет большой дальности … продвинулся не так далеко, как Северная Корея».
У Северной Кореи и Ирана есть ракеты меньшей дальности, которые создают угрозу для соответствующих регионов.
Генерал в отставке Уолтер Шарп (Walter Sharp), возглавлявший в свое время командование объединенных вооруженных сил (КОВС) США и Республики Корея, заявил, что у Северной Кореи более 800 ракет, и все они могут нанести удар по Южной Корее. Большая их часть способна нанести удар по Японии, некоторые могут достигнуть США, Австралии и некоторых других государств.
Миллер отметил: «Соединенные Штаты разместили в Южной Корее батареи ЗРК «Пэтриот» для защиты американских и южнокорейских войск». Он добавил, что Южная Корея проводит свою собственную программу в этом направлении.
Страна создает комплексную систему, куда входят перехватчики наземного и морского базирования, радиолокационные станции и системы управления.
По словам Миллера, у Японии имеется «собственная эшелонированная система противоракетной обороны, куда входят корабли с системой ПРО «Иджис», в составе которой имеются ракеты-перехватчики SM-3». У Японии также имеются подразделения ЗРК «Пэтриот», РЛС дальнего обнаружения и современные системы управления.
Генерал Шарп отметил важность обмена разведывательной информацией и сотрудничества между США, Южной Кореей и Японией. Вместе с тем, он заявил: «Республике Корея необходимо понять, что отсутствие сотрудничества между Южной Кореей и Японией в вопросах обмена разведывательной информацией идет ей во вред».
У Тегерана имеется баллистическая ракета средней дальности «Шахаб-3» и ее модифицированная версия, дальность которой, согласно его утверждениям, приближается к 2000 километров.
Вице-адмирал в отставке Кевин Косгрифф (Kevin Cosgriff), ранее командовавший военно-морскими силами США в зоне Персидского залива, а теперь работающий в компании Textron Systems, заявил: «С точки зрения угроз это означает, что запущенная с иранского побережья ракета малой дальности может достичь Эр-Рияда [Саудовская Аравия]».
Расположенные в этом регионе страны не остаются безучастными.
Как отметил помощник заместителя министра обороны по ближневосточной политике Мэтью Спенс (Matthew Spence), «Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты вложили сотни миллионов долларов в приобретение комплексов «Пэтриот» и переходят на новые, более современные системы».
Во взаимодействии с США Израиль создал собственную систему защиты от неуправляемых ракет «Железный купол», а также противоракетные системы «Праща Давида» и «Стрела 3». Кроме того, после войны 1991 года в Персидском заливе Израиль принял на вооружение американские зенитно-ракетные системы «Пэтриот». Соединенные Штаты также разместили в пустыне Негев РЛС X-диапазона, чтобы было удобнее следить за Ираном.
План США по противодействию иранской угрозе в Европе хорошо известен. Он включен в натовскую программу противоракетной обороны, но имеет и свои собственные элементы. Так, Миллер говорит о том, что эшелонированная система ПРО Североатлантического альянса уже сейчас обладает промежуточными оперативными возможностями, а в период между 2018 и 2020 годами она заработает в полную силу.
В 2015 году Соединенные Штаты разместят перехватчики Aegis Ashore в Румынии, а в 2018 году в Польше. Четыре корабля противоракетной обороны «Иджис» будут размещены на базе в Роте (Испания).
Пока Соединенные Штаты занимаются всей этой противоракетной деятельностью, Косгриф поднимает вопрос, над которым следует задуматься: «Речь теперь следует вести об интеграции разных системы в единую и взаимосвязанную архитектуру противоракетной обороны с участием в ней разных стран».
У этих стран отсутствует «культура углубленного военного сотрудничества; в некоторых случаях дело обстоит как раз наоборот».
Косгрифф совершенно правильно предостерегает: «На это понадобится время. И непреложная реальность данного подхода заключается в том, что Соединенные Штаты Америки являются той силой, которая объединяет все эти страны».