Газета "Наш Мир" br>
30 марта 2011 года в Нью-Дели представители группы БРИКС (Бразилия,
Россия, Индия, Китай, Южная Африка) решили создать собственный Банк
развития, который мог бы стать конкурентом находящегося под контролем
Запада Всемирного банка. Так они намеревались показать растущий вес
развивающихся стран по отношению к развитым государствам.
Два
года спустя они подтвердили это намерение на пятом по счету с 2009 года
саммите в южноафриканском Дурбане. Как бы то ни было, дело практически
не сдвинулось с места. На бумаге проект выглядит просто прекрасно. В
общей сложности на БРИКС приходится 45% населения нашей планеты,
четверть мировых богатств и два трети экономического роста. Валютные
резервы этих государств находятся у отметки в 4 триллиона долларов.
Почему бы тогда и правда не создать банк с капиталом в 50 миллиардов
долларов (по 10 миллиардов с каждого), который смог бы профинансировать
их огромные потребности, например, в инфраструктуре?
На
самом деле Всемирный банк еще очень рано сбрасывать со счетов, как,
впрочем, и созданные для нужд развивающихся стран международные банки:
Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк
развития. Эти институты представляют собой нечто гораздо большее, чем
просто банки. Кроме того, у них есть ценнейший опыт работы в проектах
строительства дорог и больниц, развития рынка труда и агропромышленной
сферы.
Банку
БРИКС придется столкнуться с гораздо более серьезными трудностями, чем
размещение его штаб-квартиры. Кто будет готов заплатить требуемые 10
миллиардов долларов? Индии и Южной Африке будет непросто поставить
подпись на чеке. Кто будет обращаться за кредитами? Точно не заполненный
под завязку ликвидностью Китай и не Бразилия, на которую обрушился
поток спекулятивных капиталов. Кто будет контролировать использование
этих средств в России, где с кредиторами зачастую почти не считаются?
Кроме
того, Банку БРИКС нужно будет получить рейтинг ААА от международных
агентств, чтобы брать займы на рынках по столь же выгодной ставке, что и
Всемирный банк.
Хотя проект сам по себе и достоин
похвалы, он скрывает глубокие разногласия в группе БРИКС. На такого рода
саммитах проще всего договориться о старой-доброй антизападной
риторике. Но такие заявления не могут стать основой для политики. БРИКС -
серьезная экономическая сила, но эти страны чересчур разобщены, чтобы
сформировать стратегический блок.
Они придерживаются единого
мнения лишь по нескольким вопросам. Так, они все выступают за
неукоснительное соблюдение догмы государственного суверенитета и
категорически не согласны с внешним вмешательством в дела других
государств.
Что касается всего остального, в БРИКС существуют
глубокие внутренние противоречия. Южная Африка знает, что Китай не
пользуется популярностью на африканском континенте. Русские боятся
китайского экспансионизма. Нью-Дели - стратегический соперник Пекина.
Бразилия недовольна валютной политикой Китая…
Наконец, некоторые
из этих стран, и прежде всего Китай, не горят желанием ставить под
угрозу столь выгодный для них международный экономический уклад. Другими
словами, БРИКС - это экономическая, но пока еще далеко не политическая
сила.
|