Газета "Наш Мир" br>
Рядом со знаменитым Музеем современного искусства в Нью-Йорке
возвышается другое здание, которое, вовсе не собираясь конкурировать с
ним, в значительной степени способствует увеличению количества его
посетителей. Оно не переманивает у него посетителей, а наоборот,
дополняет его. Официальный сайт музея, как в этом, так и во многих
других случаях по всему миру, представляет собой платформу, которая дает
доступ к художественному содержанию, выступая не только в качестве
инструмента распространения информации, но и обучения.
Благодаря
социальным сетям и технологиям 2.0 появились новые формы приобщения к
шедеврам культуры, впервые предоставляющие публике возможность диалога и
непосредственного участия с помощью компьютера или любого мобильного
устройства - как внутри, так и снаружи выставочного помещения. Как это
ни странно, далеко не все музеи в полной мере используют электронные
устройства, имеющиеся в распоряжении их клиентов. В рамках проекта
под названием Медиамусеа (Mediamusea), занимающегося анализом подобных
вопросов, исследователи подсчитали, что из находящихся в Испании более
чем полутора тысяч государственных и частных музеев лишь 1,6% используют
мобильные приложения, а 1,3% стали разрабатывать QR-коды (двухмерные
штрих-коды), с помощью которых можно предоставить расширенную
информацию, например, о музейном экспонате. «Многие музеи местного и
провинциального уровня не имеют даже своего сайта», - поясняет Соледад
Гомес (Soledad Gómez). - Даже крупные залы только начинают работу в этом
направлении». И только всемирно известные, такие, как нью-йоркский
Музей современного искусства Метрополитэн, британский Tate и голландский
Rijksmuseum, создают совершенно новые формы работы. «Мы пробуем разные
вещи, смотрим, что может пойти, а от чего придется отказаться, стараясь
подобрать наиболее подходящее как для нас, так и для наших посетителей»,
- говорит Аллегра Бурнетте (Allegra Burnette), заведующая отделом
интернет-ресурсов Музея современного искусства, выступившая с докладом
на конференции Arco Bloggers, цель которой заключается в том, чтобы
пересмотреть и определить роль новых технологий в музейном деле. «Это
очень важно, поскольку опыт показывает, что чем больше людей узнают о
музее и его экспозиции, тем больше захотят придти и лично с ней
ознакомиться». Продолжая эту линию, нынешняя экспозиция в Музее
Королевы Софии под названием «Конкретное изобретение» (La invención
concreta), рассказывающая о латиноамериканской геометрической абстракции
в собрании Фелпса де Сиснероса (Phelps de Cisneros), имеет как
собственный сайт, на котором можно ознакомиться с экспонатами в
интерактивном режиме, так и бесплатное приложение для iPad. Помимо зала,
где можно бесплатно воспользоваться планшетами, музей предлагает
аудиогида с дополнительной информацией для мобильного телефона. В
то время, как Музей современного искусства Tate и Прадо стремятся
сделать доступными абсолютно все единицы хранения (в Музее Прадо этот
процесс еще идет. 6 тысяч произведений из 20 тысяч, которые в нем
хранятся, уже выложены в интернете, помимо видеосюжетов, аудиогидов и
звуковых пояснений к энциклопедии), музей Гуггенхайма в Бильбао
придерживается другого подхода. «Мы проводим рекламные акции, то есть,
не дробим, экспозицию», - подчеркивает Марга Меоро (Marga Meoro),
заместитель директора по связям с общественностью и маркетингом. Посетители
музея Гуггенхайма и музея Прадо отличаются друг от друга и требуют к
себе разного подхода, убежден Хавьер Пантоха (Javier Pantoja),
заведующий отделом интернет-проектов мадридского музея, чьи пользователи
– это люди в возрасте от 35 до 55 лет. «Все постоянно меняется, потому
что найти правильный тон в общении с ними не так-то просто». Пытаться
отвечать пользователям Twitter с помощью смайликов вызвало нарекания.
Быть слишком формальными в фейсбуке тоже не годится. «Надо найти
определенную близость, не скатываясь в фамильярность». Помимо
классических социальных сетей, крупные музеи используют такие, как
Google+, YouTube, Pinterest, Flickr, Instagram и Storify. Такие
последние предложения, как Foursquare предоставляют системным
администраторам возможность непосредственного общаться с пользователем и
снабжать его информацией. Хотя в англоговорящих странах это уже
является неотъемлемой частью посещения выставочных центров, в Испании
это только зарождается. Хотя следует отметить, что у нас даже такие
скромные площадки, как Центр искусств при музее Mataró (один из тех, у
кого нет собственного сайта), выходят с инновационными предложениями,
например, использование системы увеличенной действительности, которая с
помощью электронных мобильных устройств дополняет мультимедийную
информацию к выставочным экспонатам. В будущем музеи введут в свой
оборот новое оборудование, например, трехмерные принтеры, «сводящие в
одно целое мир реальный и вымышленный», поясняет сотрудник Музея
современного искусства Бюрнетт (Burnette), станут шире применять
приложения, дающие возможность осуществлять привязку к местности, как
Foursquare, или расширять применение семантической сети, помогающей
лучше обнаружить необходимую информацию. Это следующий шаг музея Prado
по пути, уже пройденному Rijksmuseum (Голландия). «Мы участвовали в
исследовательских проектах и считаем, что на данный момент эта
технология недостаточно эффективная для нашего сайта», - подчеркивает
Питер Горгельс (Peter Gorgels), начальник отдела интернет-проектов. Его
метод работы наиболее часто упоминают, когда говорят о том, кто
определяет тенденцию. Он основывается на трех видах ресурсов:
собственных (интернет-сайт); внешних – Facebook, Twitter, Wikipedia; и
приобретенных (блоги, публикующие его информацию). Деньги 2.0 Технологии
2.0 помогают музеям стать более открытыми для посетителей, но как
обстоят дела при подведении баланса? «10-12 лет тому назад все сводилось
к тому, чтобы показать искусство, однако теперь перед нами стоит
триединая задача: пропаганда искусства, привлечение публики и получение
доходов, поясняет Марк Сэндс (Marc Sands), начальник отдела
интернет-проектов музея Tate, на сайт которого ежегодно заходят 20
миллионов посетителей, - в то время как в сам музей – 7 миллионов. Доходы поступают от продажи билетов и онлайновых продаж печатных изданий. Они будут увеличиваться за счет продажи электронных версий каталогов и брошюр. Необходим
дифференцированный подход. К искусствоведам – один, к основной массе
посетителей – другой, не забывая о тех, которые между ними.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ: obvio Интернет
был и остается для меня незаменимым средством, из которого я узнаю
последние новости, черпаю информацию, наслаждаюсь произведениями
искусства, в моем конкретном случае – живописью. Но при этом он не
заменяет книгу как источник знания.
|