Если говорить об отношениях Украины с Европой, на которую давно мерится местный политический официоз, то необходимо заметить, что само понятие «европейской цивилизации» представляет собой нечто фантастическое. На протяжении долгих веков Европа отличалась не единством, а разрозненными цивилизационными течениями. При этом они были настолько разные, что не редко противоборствовали друг с другом.
Для примера можно вспомнить борьбу противоречий между Римом и германской цивилизацией. Современная Западная Европа в основном является наследницей германских племен, в то время как римская традиция сохраняется на территории бывшей Византии.
Вместо Константинополя в свое время в действительности находился маленький порт Византий, однако жители этого города считали себя прямыми римскими наследниками и даже называли себя ромеями. Эта традиция сохранилась лучше всего на восточной территории бывшей Римской империи, и мы полноправно можем считать себя наследниками не германской, но римской традиции.
Нельзя не заметить, что со времен Петра I нам пришлось изрядно ассимилироваться с германской традицией, но это была прививка на уже сформировавшееся древо. Но про объединяющую европейскую традицию можно говорить только тогда, когда одну германскую традицию можно считать «европейской». Но если брать в целом, то Европа достаточно разнообразна.
Современное унификаторство в границах Европейского союза – это полное расторжение с европейской традицией, которая подразумевает сосуществование и взаимодействие сразу нескольких кардинально разных цивилизаций.
И когда Украина по-настоящему захочет вернуться к собственным европейским корням, их необходимо будет искать на востоке, согласно греко-римской традиции, которую мы получили еще при формировании единого государства и закрепили в православии. А что касается греческой традиции к непрерывному расколу и нескончаемому спору, то она смогла закрепить на Западе не потому, что ее восприняли в качестве традиции, а потому, что она совпала с частью германских традиций.
Поэтому, если Украина не хочет дальнейшего раскола или разброда, ей желательно не заимствовать подобные традиции у западноевропейцев, а ориентироваться на созидательные традиции греко-римской цивилизации, наследство которой закреплено на востоке Европы. И украинские политики, говорящие о европейском выборе, подтверждают, что как раз восприняли часть европейской цивилизации, связанную с распадом и шатанием. Но для многих политиков «мутная вода» — это выгодное местообитание.