Широко разрекламированный визит президента США Б. Обамы на Ближний Восток в 20-х числа марта, по мнению большинства обозревателей не привел к каким-то сдвигам в ближневосточном мирном процессе, который уже несколько лет фактически пробуксовывает.
После событий, так называемой «арабской весны», характеризующейся усилением влияния исламистских партий и движений, объективно идет сокращение роли США в регионе. Это понятно, поскольку большинство исламистов считают Вашингтон ответственным за многие беды и проблемы стран этого района земного шара.
Визит Б. Обамы совпал с десятилетием американского вторжения в Ирак, которое, как известно, завершилось весьма бесславно, нанеся огромный ущерб этому, некогда мощному и процветавшему, арабскому государству.
С другой стороны, и американцы теряют интерес к Ближнему Востоку, в первую очередь из-за того, что США с течением времени, благодаря добыче сланцевого газа, могут превратиться из импортера энергоносителей в их экспортера. Все это неминуемо отражается на отношениях США с их арабскими партнерами. Как отмечал известный американский общественный деятель Джозеф Най, «в течение десятилетий США и Саудовскую Аравию связывал баланс ассиметричных интересов - Вашингтон зависел от саудовцев как производителя нефти, а саудовцы зависели от американцев в обеспечении военной безопасности. Сегодня с учетом изменения обеспеченности США энергоресурсами, эти отношения должны строиться на лучшей для Америки основе».
В самой американской политологической литературе появился термин «руководство издалека». Впервые этот термин появился в связи с бомбардировками НАТО Ливии в 2011-2012 гг.
Ли Смит, редактор еженедельника «Уикли стандарт», отмечал, что «нежелание администрации напрямую вмешиваться в Сирии, а также в операцию французских войск в Мали, являются новыми свидетельствами того, что администрация Обамы начинает постепенно уходить из региона Ближнего Востока»1.
Естественно, вряд ли стоит ожидать, что сланцевая революция в Америке заставит США вывести из Бахрейна свой пятый флот, но обязательства в отношении использования военной силы будут меняться. Вероятно, это займет какой-то период времени, но уже сейчас ясно, что Соединенные Штаты будут сокращать свое присутствие и, вероятно, активность на Ближнем Востоке. В настоящее время мы видим, как местные региональные державы увеличивают степень своего влияния на ход событий за счет снижения американской роли. Речь, в первую очередь, идет об Иране, Турции, Саудовской Аравии и Египте.
Некоторые наблюдатели полагают, что американцы будут осторожно сокращать свое военное присутствие с тем, чтобы этот вакуум не заполнялся соперниками, скажем, Китаем или Ираном. И, во-вторых, уменьшение американских обязательств не должно, по мнению Вашингтона, спровоцировать нестабильность и создание новых очагов терроризма или несостоявшихся государств.
В последние годы Соединенные Штаты стараются избегать прямого военного участия в боевых действиях в этом районе земного шара, активно используют беспилотники для борьбы с исламскими экстремистами и, в первую очередь, сторонниками Аль-Каиды. По словам американского сенатора Линдсея Грэхема, в результате применения беспилотников за последние несколько лет США убили 4700 человек, среди них немало гражданских лиц. Эти новые виды оружия апробируются в труднодоступных районах в борьбе с деятелями Аль-Каиды в Пакистане, Йемене, Афганистане, Сомали2. По подсчетам базирующегося в Вашингтоне Фонда «Новая Америка», США 350 раз использовали беспилотники с 2004 года.
По оценке Юрико Койке, бывшего министра обороны и советника по национальной безопасности Японии, главным соперником США в этой зоне мира выступает Китай, который все больше зависит от этого района в удовлетворении своих энергетических потребностей. И, чтобы противостоять возможному китайскому проникновению, США должны быть заинтересованы в поддержке старых союзников, таких как: Япония и Южная Корея или новых друзей, подобных Индии3.
Китай, безусловно, будет увеличивать свое влияние на Ближнем Востоке, хотя широкие отношения с Ираном могут послужить некоторым ограничителем. Не надо забывать также, что репрессии Пекина против мусульман в Синьцзяне несколько лет тому назад спровоцировали острые споры с турецким премьер-министром Р. Эрдоганом.
Китайцы планомерно наращивают свое присутствие на Ближнем и Среднем Востоке, что выражается не только в расширении торгово-экономических связей с расположенными здесь государствами, но и в строительстве скоростной железной дороги от Китая на Ближний Восток по линии так называемого «шёлкового пути». Китайские военные корабли все чаще появляются в Средиземном море.
Кроме того, некоторые американские политологи указывают на трещину в американо-израильских отношениях (известно, что произраильское лобби резко выступало против назначения Хейгела новым министром обороны США). И хотя, находясь в Иерусалиме, президент Обама говорил о вечном союзе между США и Израилем, тем не менее, он прямо заявил: «Учитывая демографическую ситуацию на Западном берегу реки Иордан, единственная возможность для Израиля выжить и реализоваться в качестве еврейского демократического государства, это позволить осуществиться плану создания независимого палестинского государства. Израиль должен признать, что продолжающееся строительство поселений контрпродуктивно для мирного процесса, ибо независимая жизнеспособная Палестина должна иметь четкие границы». Главный аналитик сайта «Аль-Джазира» Марван Бишара 20.03.2013 г. отметил, что это было «прямым предупреждением Израилю».
Политические трения между США и Израилем возникли после известной речи Б. Обамы в Каире в 2009 году, когда он призывал к замораживанию поселений. Они усугубились весной 2010 года после объявления Израилем о строительстве 1600 новых единиц жилья на Западном берегу, что совпало с тогдашним визитом вице-президента Дж. Байдена в Иерусалим.
Несмотря на все «приятности», высказанные Израилю, тем не менее, Обама выступил за политическое решение вопроса по ядерной программе Ирана. А назначение на ключевые посты в кабинет двух умеренных деятелей - Джона Кэрри Госсекретарем и Чака Хейгела Министром обороны, говорит о намерении президента сократить военные расходы США и уменьшить вмешательство в ближневосточные дела.
Здесь, пожалуй, уместно сослаться на статью на сайте «Аль-Джазира» 24 марта с.г. о том, что визит Б. Обамы был оскорблением палестинцев, поскольку он возложил венок на могилу Теодора Герцля (основателя сионизма), но не сделал то же самое на мемориале Ясира Арафата. У многих арабов после визита осталось впечатление, что «американская политика остается антагонистичной в отношении интересов арабских народов.
Некоторые арабские политологи отмечают, что твердая и последовательная позиция Москвы в отношении событий в Сирии, говорит о том, что Россия хотела бы вернуть себе утраченное в 90-х годах влияние в этом стратегически важном районе земного шара. Примечательно, что именно этим они объясняют объявленное в марте с.г. решение Министерства обороны РФ о направлении в Средиземное море на постоянной основе нескольких российских военных кораблей.
В этих условиях различные арабские СМИ чаще стали отмечать, что российско-китайский тандем, который проводит твердую политику в отношении Сирии блокируя попытки западных держав пойти на открытое военное вмешательство, все больше убеждает многих на Арабском Востоке в том, что интересы арабских стран в дальнейшем будут все больше связаны с действиями Москвы и Пекина.
Попов Вениамин Викторович