Непрерывное развитие компьютерных технологий, происходившее в течение последних нескольких десятилетий, можно назвать новой промышленной революцией, в ходе которой человечество должно создать себе вспомогательный искусственный интеллект.
По словам сотрудника Массачусетского технологического института (MTИ) Адама Макафи, роботизированное будущее принесет людям больше хорошего, чем плохого, а разработанные ими технические чудеса будут становиться все «умнее». Например, созданный Google автомобиль без водителя или роботы, используемые в поисково-спасательных операциях и военных действиях. По мнению ученого, нынешнее молодое поколение станет свидетелем все большей роботизации производственных процессов, но при этом роботы точно не займут все рабочие места, а вот у людей появится больше времени на решение таких проблем, как глобальное потепление и нехватка продовольствия.
Дугой сотрудник MTИ Дэвид Аутор полагает, что в одних секторах роботы полностью заменят человека, а в других лишь повысят производительность труда. В качестве примеров он приводит механизированные сварочные аппараты и регистрирующие авиапассажиров компьютеры. В первом случае машины пришли на смену неквалифицированной рабочей силе, а во втором лишь ускорили процесс регистрации.
В целом, роботы представляют собой сложное и дорогостоящее оборудование. Поэтому их использование оправдано только при наличии массового производства. В то же время, компьютерные технологии постоянно совершенствуются и дешевеют. Соответственно дешевеют и роботы, которых становится выгодно использовать в таких сферах, как торговля, транспорт, сельское хозяйство, сектор услуг и других областях, где ранее они практически не применялись.
Отсюда можно сделать вывод, что в будущем число людских рабочих мест будет только сокращаться – причем не только в тех случаях, когда речь будет идти о неквалифицированной рабочей силе, но и в сферах деятельности, требующих высокой квалификации (творчество, принятие решений, высококачественный сервис и т.д.).
Тенденция инвестирования в автоматизированные производственные линии заметна уже даже в странах с дешевой рабочей силой. Например, Китай в 2011 г. потратил на промышленных роботов около 10 млрд. евро. В свою очередь электронный гигант Foxconn, который производит планшетные компьютеры iPad, планирует в течение 5-10 лет построить полностью роботизированный завод. Наконец, мировая торговля промышленными роботами в 2010-2012 гг. выросла на 38%. Чего там далеко ходить – достаточно взглянуть на «быстрые кассы» в супермаркетах.
Тем не менее, пока даже самые продвинутые роботы не могут полностью заменить человека и работать без его присмотра (правда этих надсмотрщиков требуется все меньше). Например, в США число «живых» рабочих мест с 2001 г. увеличилось на 1,9%, а общее количество рабочих часов возросло на 2,8%.
Однако тенденции снижения спроса на рабочую силу и роста производительности труда очевидны. Серьезную озабоченность вызывает, разумеется, первая из них. Выходом из складывающейся ситуации может стать, например, сокращение рабочей недели – скажем, до 30 или даже 20 часов – при сохранении той же зарплаты. Еще один вариант решения проблемы – постепенная переподготовка кадров и глобальный подход к рынку труда, так как разные области деятельности человека в разных странах роботизируются по-разному. Именно поэтому крупным корпорациям все еще бывает выгоднее вместо автоматизации части производства перенести его в государство с крайне дешевой рабочей силой. Конечно, переезжать из более развитой страны в менее развитую с низкой зарплатой будет не очень хотеться, но с другой стороны там и жизнь дешевле.
В Литве роботы пока не получили широкого распространения, и в этом направлении делаются лишь первые шаги. Так паневежское отделение Каунасского технологического университета предлагает изучать робототехнику и готовит специалистов, которые в будущем должны помочь автоматизировать различные сектора промышленности и иные сферы человеческой деятельности. Другой пример – вильнюсский центр солнечных технологий BOD Group, который должен стать первым местом в Европе, где сборка модулей солнечных батарей будет полностью роботизированной, и за процессом будет следить лишь небольшое число специалистов. В целом же, уровень безработицы в Литве еще долго не будет связан с засильем «машин».