Страстная неделя была полна указаний на перемены в международной политике при новом понтифике: признание равного достоинства ислама и отдаление от светских ближневосточных режимов; возможные соглашения с США, в том числе - по вопросу еврокризиса; реформа Римской курии. Закончена рокировка на площади Святого Петра.
Торжественные обряды Страстной недели, возможно, позволили разглядеть некоторые основные направления, которых будет придерживаться Ватикан при Папе Франциске.
За короткий промежуток времени между Страстным четвергом и Пасхой были предприняты некоторые шаги, которые объективно не соответствуют традиционной ориентации церкви.
Прежде всего, в тюрьме для несовершеннолетних Кастель дель Мармо Франциск омыл ноги заключенной мусульманке. Несомненно, это необыкновенное проявление милосердия очень символично, так как глава католической церкви преклонил колени перед женщиной мусульманского вероисповедания. Сам по себе этот факт не имеет прецедентов.
На следующий день во время церемонии Крестного пути Папа торжественно призвал христиан приложить все силы для создания более справедливого устройства Ближнего Востока, что на языке курии означает не только мир между израильтянами и палестинцами, но и конец диктатур.
Наконец в Светлое Христово Воскресение Папа призвал к политическому решению войны в Сирии. Этот акт Le Figaro невеликодушно назвала патетическим.
Если сопоставить все эти шаги, то создается впечатление, что Святой Престол существенно меняет восточную политику, проводившуюся в последние два десятилетия.
Кажется, Ватикан намерен все меньше поддерживать Партию арабского социалистического возрождения (Баас), которая длительное время рассматривалась - в том числе и ватиканской дипломатией - как оплот против исламизации политики.
Итак, потрясающая новизна заключается в том, что не только недвусмысленно признается достоинство ислама и его последователей, требующее уважения к истинной религиии и ее адептам, но фактически христианам Ближнго Востока указывается путь отделения собственной судьбы от светских и авторитарных режимов, которым арабская весна нанесла удар.
Это означает, что Ватикан дистанцируется от режима Башара аль-Асада, а ведь всего несколько месяцев тому назад Бенедикт XVI думал направить в Сирию дипломатическую и гуманитарную миссию во главе с несколькими кардиналами.
Для некоторых представителей христианских меньшинств на мусульманской земле, как, например, для египетских коптов, перемена позиции Франциском, возможно, станет неприятным сюрпризом. В этом смысле очень символично решение Магди Аллама оставить лоно католической церкви, хотя его крестил сам Йозеф Ратцингер. Но нельзя исключать, что со временем этот выбор может принести хорошие плоды.
Итак, христиане должны изменить свой имидж в исламских землях, где их все еще воспринимают как «крестоносцев» в историческом смысле термина, причиной чего может служить и безумная джихадистская пропаганда прошедшего десятилетия.
Теперь Франциск призывает христиан сплотиться в целях обновления. Его слова и воззрения транслируются также и на арабском языке со дня начала понтификата. Под этим углом зрения, может быть, не будет преувеличением усмотреть в новой ориентации папы Бергольо одобрение церковью ставки, сделанной Обамой на международную религиозно-политическую ассоциацию «Братья-мусульмане». Следовательно, новости, поступающие из Ватикана, являются приятными для Белого дома. Нужно время, чтобы понять, где и в какой степени Святой Престол и Соединенные Штаты пойдут рука об руку в своей политике (пока их политика совпадала на Ближнем Востоке).
Некоторые наблюдатели выдвинули гипотезу, что латиноамериканское происхождение Папы Бергольо и его приверженность социальной справедливости могут сделать его важным союзником средиземноморских стран Европы и Вашингтона в борьбе против Германии, навязавшей еврозоне жесткие экономические меры. Эта гипотеза заслуживает внимания. Действительно, времена оси между Этторе Готти Тедески и Папы Ратцингера ушли в прошлое. Однако надо подождать несколько месяцев, чтобы составить более объективное представление об этом специфическом аспекте новой политики Святого Престола.
Мы должны подождать июля, чтобы понять, как Франциск намерен ограничить проникновение протестантских сект в Южную Америку и понять, как он собирается налаживать отношения в важных геополитических зонах западного полушария. Трудно предположить, что Бергольо будет защищать догмы доктрины Монро, но известно, что Франциск не является страстным сторонником «розовых» правительств Латинской Америки.
Последний вопрос огромной важности касается отношений с православием, в особенности — с Московским Патриархатом, партнером по диалогу, который Бенедикт XVI вел, в отличие от своего польского предшественника, и надеялся завершить первым визитом римского понтифика в Россию и, возможно, преодолением первого великого раскола в христианской истории.
Несомненно, сильные экуменические устремления Франциска потенциально предполагают воможный прорыв в этом направлении. Тем не менее, модернизация культа, которую новый Папа, кажется, намерен предпринять, может усугубить расхождения. Во всяком случае, пока не было сделано никаких существенных заявлений в этом вопросе, все было сосредоточено на «внутреннем» обновлении и ближневосточных темах.
Многое будет зависеть от того, как сложатся личные отношения с Варфоломеем Константинопольским и Патриархом Кириллом, служившим в Московском Патриархате по дипломатическому ведомству во времена Алексия II. Если будет решено пойти по этому пути, чего желал бы Анджело Скола, то, возможно, он будет тернистым для двух «параллельных империй», но, весьма вероятно, что в ближайшем будущем будут предприняты важные совместные усилия для сближения.
Поговаривают о ближайших амбициозных реформах структуры управления церковью, которую Франциск якобы намерен устроить по модели управления Общества Иисуса, сделав ставку на организацию больших административных округов, однородных в лингвистическом отношении и географически компактных, управляемых настоящими генералами, координируемыми из Рима.
Детали пока не известны, так как, вероятно, проект находится в стадии разработки, но ходят слухи, что будет взята за основу модель, сильно напоминающая геополитические зоны Белого дома, через которые США распространяют свое влияние в мире. Цель проекта — распространение света христианства в самых удаленных местах.
Так может закончиться рокировка на площади Святого Петра, характерная для последних лет.
Кажется, Франциск говорит, что церковь возвращается, подавая пример и проявляя удивительную способность к обновлению, которая казалась давно исчерпанной церковью.