Америка экономит значительные средства в военной сфере, однако министр обороны Чак Хэйгел хочет гарантировать сверхдержаве ведущую роль и в будущем. В конфликте с Северной Кореей ему и президенту Бараку Обаме предстоит испытание: испугается ли коммунистический режим?
До того, как Чак Хэйгел принялся за работу, ему пришлось унижаться. Здесь, в Университете национальной обороны, его приветствовал генерал. Чака Хэйгела, маленького сержанта с Вьетнамской войны. Восторг в зале. Но времена меняются. Теперь Хэйгел – большой чин, в течение нескольких недель – министр обороны США, отвечающий на земле, воде и в воздухе за мощнейшую армию мира. И в конфликте с Северной Кореей он сразу столкнулся с серьезной проблемой.
В своей первой речи в Вашингтоне 66-летний республиканец посылает два четких сообщения. Первое направлено к армии: я не высокопоставленный политик, я понимаю вас. Второе – руководству в Пентагоне: Кое-что изменится.
«Если мы не будем править, то вакуум власти заполнит другой»
И Хэйгела в этом поддерживает президент США: в реформировании министерства, подготовке военных к новым затяжным военным операциям. Беспилотники, силы специального назначения, кибервойна. Однако прежде всего Обама требует от Хэйгела одновременно значительной экономии и продолжения осуществления стратегии США с новым акцентом на Азию – возможно, с некоторыми корректировками. Амбиции должны согласовываться с возможностями. Как выразился ранее начальник генерального штаба США Мартин Демпси: «Это значит – делать меньше, но так же отлично».
Хэйгел теперь говорит: «Если мы не будем править, то вакуум власти будет заполнен кем-нибудь другим». Мир, в котором Америка не играет ведущей роли, «не является миром, который я хочу завещать своим детям». Да, говорит он, США допускали бы ошибки при создании «сверхдержавы», однако в конце мир стал бы лучше благодаря Америке.
На самом деле США должны теперь подтвердить свою ведущую роль. Продолжающаяся эскалация конфликта с Северной Кореей уже вынудила Обаму и его министра обороны перебросить в регион дополнительные эсминцы, истребители и бомбардировщики. После того как северокорейский режим в среду закрыл южнокорейским соседям доступ к совместной особой экономической зоне Кэсон, Соединенные Штаты Америки объявили о развертывании системы противоракетной обороны для защиты своей тихоокеанской базы на острове Гуам.
От Пхеньяна исходит «реальная и явная угроза» для США и их союзников – Южной Кореи и Японии, заявил наконец Хэйгел в своем выступлении. «Теперь у них есть ядерный потенциал, они имеют возможность для запуска ракет». Вскоре после этого северокорейское государственное новостное агентство KCNA заявило, что ядерный удар по Соединенным Штатам Америки окончательно утвержден.
Является ли это просто рискованной политической игрой диктатора Ким Чен Ына? Или Северная Корея действительно готовится к войне? В Белом Доме отходят от риторики: сообщается, что передвижений войск пока нет. Переброской войск к границам Северной Кореи Обама пытается запугать коммунистический режим. И Хэйгел, несмотря на ограниченный бюджет, должен обеспечить военные ресурсы для этого: бедные, но сильные.
В последнее время США тратили на военные нужды более 700 миллиардов долларов в год – почти пять процентов ВВП. В общей сложности три биллиона долларов тратится на войны в Ираке и Афганистане. На следующее десятилетие правительство утвердило программу экономии почти на 500 миллиардов долларов. Кроме того, в результате конфликта между республиканцами и Обамой из бюджета до конца сентября 2013 года будет изъято 41 миллиард долларов. Для сравнения: эта цифра составляет весь оборонный бюджет Германии.
С целью кратковременной экономии Хэйгел отправляет своих гражданских служащих на 14 дней в неоплачиваемый отпуск, самому себе на это время он сократил жалование. Опять-таки сигнал от бывшего сержанта. Армия, говорит Хэйгел, никогда не должна управляться так, как предприятия. Однако у частного сектора многому можно научиться. Затем он говорит о структуре командования, раздутой еще со времен Холодной войны, которую можно было бы сделать стройнее.
Очевидно, что эта экономия для Обамы и Хэйгела – очень некстати. Им необходимо поскорее завершить перестройку армии. Помимо финансовых сокращений для военных баз и демонтажа ядерного оружия – политическая цель Обамы, - вероятной считается реформа медицинского страхования для военнослужащих, на осуществление которой необходимо 50 миллиардов в год. Кроме того, сокращениями будет затронута самая дорогая американская программа вооружения всех времен – новые истребители «Стелс» F-35.
Как подсчитала газета «New York Times», запланированные Хэйгелом меры экономии, возможно, будут даже больше, чем остальные. То есть у президента появится финансовая свобода для осуществления своих приоритетов – обновления арсенала беспилотников и ведения кибервойны.
Дмитрий Шевляков