Оффшорные зоны более не гарантируют сохранность денег. По крайней мере, именно такую мысль до нас пытаются донести.С конца марта весь мир сотрясают известия, так или иначе связанные с той его частью, где принято прятать деньги. Речь идет об оффшорных и близких к ним зонах.
Началось все с любимого «острова сокровищ» российских и украинских олигархов - Кипра. Его руководство под давлением МВФ начало всячески обсуждать вопрос, а не взять ли с владельцев оффшорных и прочих депозитов некий единоразовый налог.Затем была информация про то, что некий сайт якобы опубликовал данные владельцев 100 тысяч оффшорных счетов на Британских Виргинских островах.
И неважно, что никто ничего не слил. Если вы думаете, что есть где-то список владельцев оффшорных счетов – так вот, нет этого списка. Не верите? Ищите сами.Точно так же, неправда, что существует некий Международный консорциум расследовательской журналистики, которому не нравится тема оффшоров. И что она где-то раздобыла и выдала в интернет данные владельцев счетов. Это чушь собачья. Подобная информация никогда не достается журналистам без участия заинтересованных лиц.
Примечательно, что вместо базы данных владельцев оффшорых счетов на Британских Виргинских островах есть лишь несколько статей. В которых наносится целенаправленный удар по неким не особо весомым мировым фигурам. Например, по президенту Азербайджана, шейху Кувейта и опальному олигарху из Казахстана.Еще один любопытный момент. Центр распространения такой информации очевидно находится в США. Например, с началом кипрских событий появились сообщения о том, что власти Кипра находились под давлением Международного валютного фонда. Что никакая это не Германия, и никакая это не личная инициатива.
Да и сайт Международного консорциума расследовательской журналистики зарегистрирован в Вашингтоне, и явно наполнялся за последние несколько месяцев, если не недель. То есть, он был создан специально для того, чтобы нанести удар по словосочетанию «Британские Виргинские острова».Какие интересные наблюдения мы можем сделать из всего перечисленного?
Первое. Все поняли, что наносится целенаправленный удар по индустрии оффшоров.То есть, это не случайность и не совпадение, как нам пытаются подсказать. Дескать, власти Кипра действовали сами по себе, и от безнадежности решились на откровенно нелепый шаг. Якобы под давлением Германии. А мужественные журналисты откопали и опубликовали факты, которые их глубоко возмущали.
Швейцария, если вспомните, была «вскрыта» еще больше года назад. Власти Германии пригрозили санкциями, и власти страны сыра и шоколада передали им данные владельцев счетов. Многих немцев посадили, многие заплатили чудовищные штрафы. Ведь ставка налога на прибыль в Европе начинается примерно от 35%. А в Германии отношение к налогам более чем серьезное.Итак, держателям оффшорных счетов дают понять, что их деньги «засвечены». И что они могут в одночасье потерять все. Скажем, решением очередного «кипрского» президента. Или через то, что налоговые власти стран получат неоспоримые доказательства, что счета на Британских Виргинских островах принадлежит именно Джону Пупкинсону.
Второе. Значит, цель – не обнародовать данные. Цель – напугать. И донести мысль, что при необходимости такие данные будут опубликованы.Прямо сейчас, изо дня в день, владельцы оффшорных счетов в Кипре пытаются вывести оттуда хотя бы по несколько тысяч долларов в день. Но понятно, что десяток миллионов так не вывести.
Третье. По странному совпадению, для атаки выбраны именно оффшоры, через которые пропускают миллиарды жители бывшего СССР.Естественно, появилось и множество вопросов.
Интересно, почему не латиноамериканские оффшоры, где хранятся деньги американцев? Почему не Швейцария и прочие дорогие зоны хранения сбережений европейцев? Что это, атака на «русские деньги»?Любопытно, кому это нужно? То ли это «старые» деньги атакуют «новые» деньги? Имеется в виду повторение сценария Великой Депрессии, только в современной интерпретации. То ли мир уверенно движется к социализму, и, по словам одного из опальных российских олигархов, книга «Атлант расправил плечи» является лучшим описанием происходящего?
То ли идет попытка вернуть деньги в границы экономик, из которых они убежали? А значит, на очереди удар по американским, арабским и европейским оффшорам.То ли, наоборот, происходит очередной виток глобализации? И тогда события вокруг оффшоров, «арабские весны» и даже смерть Бориса Березовского могут быть связаны.
Бесспорно одно. Происходящие события – веха в истории. Прямо на наших глазах происходит слом старого мирового порядка. Вот только кто этим управляет? Если управляют вообще.Что это значит для Украины?
Формально, упосмянутая средиземноморская республика – член Евросоюза, и оффшором не является. Но реально на Кипре действовала самая выгодная ставка налога на прибыль – всего 10%.В случае Украины, для работы через Кипр созданы практически тепличные условия - соглашение об избегании двойного налогообложения было заключено еще во времена глубокого СССР, и успешно действует по сей день.
Именно эта «дырка» позволяла маленькому острову быть наибольшим «инвестором» в украинскую экономику. Деньги выводились из-под налогообложения здесь, и возвращались обратно уже в виде иностранных инвестиций. Хотя, конечно, все чудесно понимают, что это за средства.
Кипрские фирмы владеют крупнейшими отечественными предприятиями. Само собой, украинские заводы и пароходы принадлежат не талантливым средиземноморским бизнесменам, а родным олигархам.Но и «не Кипром единым». Наши олигархи создали для своих финансово-промышленных групп десятки компаний на самых экзотических островах – Сейшелы, Мальдивы, Вест-Индия и, разумеется, Кипр.
Еще год назад «ЭП» опубликовала длиннющий список «оффшорок» наибольших ФПГ Украины, подготовленный бывшей Госналогслужбой. Тенденции к его сокращению не наблюдается.У олигархов это стыдливо называется «оптимизацией налогообложения». Хотя, как правило, это полнейшее уклонение от уплаты «невыгодных» налогов в полумертвый украинский бюджет.
Чтобы понимать порядок цифр, обратимся к статистике: за 2010-2011 годы украинские банки перечислили в оффшорные зоны и на Кипр 53 миллиарда 397 миллионов долларов США. То есть целый госбюджет. Эти средства, конечно, возвращались в Украину в виде «инвестиций», но мимо налоговой кассы.И это только нищая Украина. А какой объем денег со всего мира обращается в оффшорных юрисдикциях сложно даже вообразить. Например, по данным Moody's, российские банки и компании хранили в банках Кипра более 30 миллиардов долларов. Ключевое слово – хранили.
В конце марта на Кипре начались события, всколыхнувшие мир. Экономический кризис вынудил власть популярного оффшора получить от своих «клиентов» немного денег. Каких-то 5,8 миллиарда евро.Метод был прост, как двери, - взыскание единовременного налога с владельцев депозитов. Получение этих средств было одним из условий предоставления кредита от Евросоюза в размере 10 миллиардов евро.
Еще одним важным пунктом договоренностей между Еврогруппой и Кипром было повышение ставки налога на прибыль до 12,5%. Арифметически теперь работать с островом будет невыгодней ровно на 2,5%. Но это арифметически, а на практике все намного хуже.Базовые принципы
Оффшорная система держалась на трех базовых принципах – выгодного налогообложения, неприкосновенности собственности и конфиденциальности.Регистрации компании на каком-нибудь экзотическом острове позволяла не платить большие налоги, обезопасить свою собственность и банально спрятать деньги. С первым элементом – налоговой оптимизацией – все ясно. Гораздо интереснее два других – неприкосновенность и конфиденциальность.
В мире существуют тысячи юридических компаний, которые обслуживают оффшорную индустрию – рисуют заказчику схемы, создают оффшорные «пустышки», сопровождают их деятельность. А часто просто «отмывают» сомнительные деньги.Но есть существенная особенность – в оффшорах процветает институт номинальных держателей. Это именно тот случай, когда формальным владельцем крупнейших предприятий или корпораций является какая-нибудь учительница йоги или рижский бомж.
Такой номинальный владелец действует, например, на основании генеральной доверенности и бумаги об отказе от всех прав, которые лежат в каком-нибудь укромном месте.Но этот институт ненадежен. В любой момент условная учительница йоги может возомнить себя реальным владельцем, например, украинского завода. Или денег, которые зависли на счету «пустышки».
Конечно, реальный бенефициар может взять все бумаги, пойти в суд и доказать, что бомж – это просто бомж. Но сколько реальных бенефициаров смогут это сделать? Природу денег и собственности, которые обычно прячут на островах, все прекрасно понимают. Далеко не все могут признать свои «экзотические дела», избежав ряда острых вопросов.Так не происходит потому, что оффшорное государство гарантирует ту самую неприкосновенность собственности.
Именно через это право переступил Кипр, вытащив кирпичик из фундамента, на котором стоит доверие ко всей оффшорной системе. В существующих понятиях – это беспредел и подрыв устоев.А 4 апреля случилось событие, масштаб которого еще не все оценили. Британское издание The Guardian опубликовало выдержки из расследования Международного консорциума расследовательской журналистики о более чем 100 тысячах владельцев банковских счетов в оффшорных зона, в основном из оффшора Британские Виргинские острова. К слову, в Украине это вторая по популярности юрисдикция после Кипра.
Это подрыв еще одного смысла – конфиденциальности, которую также гарантировало оффшорное государство. Ведь официально узнать истинного владельца оффшорной компании практически невозможно – законодательство соответствующих стран не позволяет. Максимум – имя учительницы йоги.
Но в документах о деятельности экзотических фирм можно найти массу интересного. Данные о бенефициарах, менеджменте и движении средств способны объяснить и раскрыть очень многие факты из жизни богатейших людей мира в общем и Украины в частности.Маленькая иллюстрация. Одним из краеугольных камней обвинения против Юлии Тимошенко по делу об убийстве Евгения Щербаня стал платеж со счета багамской фирмы Orphin S.A. на счет двоюродного брата лидера банды убийц Евгения Кушнира.
А теперь представьте, сколько обвинений можно наштамповать, если бы данные по всем оффшорным фирмам стали публичными. Всю элиту пересажать бы пришлось. Может, не за убийство, конечно. Но и по экономическим статьям сроки внушительные.Можно бесконечно развивать конспирологические теории не тему режиссеров оффшорных событий и искать ответ на вопрос «кому выгодно». Очевидно, что такие грандиозные утечки не появляются просто так и уж точно не могли стать результатом усилий журналистов. Так было нужно.
Но гораздо важнее последствия. Такие утечки способны породить сотни потенциальных «дел Щербаня» по всему миру. Возможно, не сейчас. Возможно, позже. Но информация будет открыта.Ведь все прекрасно понимают, что честные деньги не прячут. Похоже, что теперь вся существовавшая система сокрытия будет демонтирована с оглушительным грохотом и на всеобщем обозрении. А изъятие средств у предводителей «банановых режимов» в пользу цивилизованного мира будет происходить с большевистским размахом.
Эти события прекрасно иллюстрируют тщетность усилий украинских олигархов по выведению средств в «налоговый рай» и сокрытию части сомнительных денег. Надеяться на то, что все сомнительные дела вскроются «не при нашей жизни», не приходится. С ними теперь вполне могут поступить так, как они поступали сами – отобрать и подставить.Хорошо ли это – большой вопрос. Неизвестно, что и кто погибнет под обломками существующей финансовой системы. Как и неизвестно, придет ли ей на смену что-то более справедливое. Построить коммунизм уже пытались.