Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и раскладывающееся домино. Достаточно лишь слегка коснуться одной костяшки, первое звено толкает следующее - и так до самого конца, пока не рухнет вся длиннющая цепочка. Этот принцип самовоспроизводящегося воздействия на соседей был положен в основу теории домино, которая с 50-х годов прошлого столетия использовалась правительством США для оптимального целеполагания во внешней политике.
По аналогии с тем, как с первой до последней будут падать поставленные на ребро плитки, администрация президента Эйзенхауэра предположила, что достаточно одному государству в регионе стать социалистическим, как остальные последуют его примеру. Правило действует и в другую сторону. Достаточно падения правящего режима в одной стране, чтобы это повлекло за собой падение подобных режимов в других государствах.
Именно эта теория стала причиной американской интервенции во Вьетнам. Считалось, что если коммунистам без боя отдать Индокитай, то "посыплется" вся Юго-Восточная Азия от Индонезии и Бирмы, а за ней, наверняка, и Индия. Теми же представлениями руководствовался Вашингтон в политике по отношению к Западному Берлину. Сдадим, мол, анклав -- за ним последует ФРГ, а за ней и вся Западная Европа. В 1980-е годы теория домино пригодилась администрации Рейгана, которая на ее основе приняла решение об интервенции в ряд стран Центральной Америки и Карибского бассейна.
Наконец, точно в соответствии с принципом домино распадался советский блок и Советский Союз, объединялся ЕС, проходили "оранжевые" революции и "арабские вёсны". Все свидетельствует о том, что теория сработает и в описании процессов, которые сейчас происходят в Таможенном союзе. Дорожка домино не будет стоять на месте. Она катится либо в одну сторону, либо в другую. Когда речь идет о конкуренции региональных или глобальных лидеров, привлечь союзников на свою сторону может даже одна удачная демонстрация силы и успеха.
При этом даже одно единственное проявление слабости способно запустить эффект домино -- и бывшие союзники последовательно начнут присоединяться к противоположной стороне.
Понятно, что речь идет о концепции, строго говоря, не научной. Однако недостаток теории более чем компенсируется богатой практикой реализации, непосредственными свидетелями и объектами которой нам пришлось побывать уже неоднократно.
В этом свете несколько иначе видится довольно распространенная в России (возможно также в Белоруссии и Казахстане) точка зрения по поводу нецелесообразности расширения Таможенного союза в ближайшее время.
Дескать, сейчас нужно полностью сосредоточиться на развитии ядра. Есть три страны, они должны выделиться на региональном фоне, подготовиться к "реконкисте" в экономическом, политическом и военном плане, а уже потом по возможности брать на себя обязательства по интеграции остальных республик бывшего СССР. И то не всех, а от силы еще двух или трех -- из тех, что наиболее полезны.
В действительности этот консервативный план может привести к результатам, прямо противоположным его осторожным целям. Ждать ведь никто не будет. Плиточки домино нужно толкать от себя, а не смотреть, как они посыплются тебе на голову.
Большой ли экономический эффект Таможенный союз получит от обсуждаемого и активно готовящегося присоединения Киргизии? Если учесть, что ВВП республики составляет 9% от показателей Белоруссии и 6% Казахстана, то минимальный. Но вступление Киргизии подталкивает к аналогичному решению Таджикистан. Который тоже собирается в ТС, но это будет уже вторая очередь после Бишкека.
А рядом - стратегически важный Афганистан, в котором после ухода войск НАТО в 2014 году начнут всерьез выяснять отношения движение Талибан и картель наркоторговцев, играющий сейчас в Кабуле роль официального правительства. Кто из них хуже или лучше? Вопрос философский. Для нас важно то, что в данном случае Афганистан строго в концепции домино используется в качестве первой костяшки, которая передаст эстафету гражданской войны дальше. Кстати, в американских геополитических стратегиях последних лет Афганистан уже не находится в общем регионе с Пакистаном, а считается частью Средней Азии. Сколько среднеазиатских -станов из пяти имеют шанс превратиться в коллективный Афганистан? Насколько устойчивой в таком случае будет политическая система, например, в Казахстане?
Поэтому вряд ли стоит ждать цепной реакции, инициированной из-за границы. Не факт, что Таджикистан может и должен стать членом Таможенного союза уже в 2014 году -- то есть к началу новой эры в Афганистане. Но он должен уже находиться на этом пути. Не только государственному руководству, но и народу должно быть понятно -- куда, зачем и когда страна собирается вступить. Возможно, тогда увидим не только разрушительные действия эффекта домино. И не только в Средней Азии.