Газета "Наш Мир" br> На Корейском полуострове продолжает расти напряжённость.
Пхеньян принял решение о закрытии индустриального комплекса в г.
Кессон, являющегося зоной совместного предпринимательства с Южной
Кореей, предложил иностранным посольствам в целях безопасности
эвакуироваться из КНДР.Наиболее значимыми в серии шагов Пхеньяна стали
решение мартовского (2013) Пленума ЦК Трудовой партии Кореи о
юридическом закреплении ядерного статуса КНДР и постановление Верховного
народного собрания КНДР «О дальнейшем укреплении статуса страны,
обладающей ядерным оружием в целях самообороны».
Большинство СМИ, живописуя воинственность Северной Кореи, не пытаются
разобраться в истоках нынешнего резкого обострения конфликта на
корейской земле. А если и пытаются, то, как правило, безапелляционно
называют Пхеньян зачинщиком всех бед, подчёркивая, что спусковым крючком
«кошмара» стало третье ядерное испытание КНДР.
В связи с этим есть острая необходимость рассмотреть настоящие,
глубокие причины того, что принято называть «корейской проблемой».
Если говорить кратко, то первопричиной является неурегулированность
итогов Корейской войны 1950-1953 гг. В этом году мир будет отмечать
60-летие её окончания, а мирный договор между её участниками так и не
подписан. Существует лишь (теперь уже, возможно, только на бумаге)
Соглашение о перемирии, то есть временное прекращение боевых действий.
Более того, между главными противоборствующими сторонами - США и КНДР -
отсутствуют дипломатические отношения.
Аномальность подобной ситуации очевидна. Пхеньян многократно
предлагал устранить этот поразительный анахронизм холодной войны, но
тщетно: Вашингтон упорно отказывается и от нормализации
межгосударственных отношений, и от замены Соглашения о перемирии
фундаментальным документом, устанавливающим прочный мир на полуострове.
Тем самым США не на словах, а на деле доказывают наличие у них, как это
называют в Пхеньяне, «враждебных намерений». В планы США входит не
мирное сосуществование с КНДР, а ликвидация этого государства.
Именно этим и предопределено состояние перманентного конфликта на
Корейском полуострове, цикличность переходов от острого кризиса к
относительной «ремиссии» и обратно. Действия Запада по отношению к КНДР
образуют порочный замкнутый круг. Призывы остановить ядерную программу и
тем самым прекратить нарушать основы режима нераспространения ОМУ часто
используются как ширма для скрытой повестки - смены режима в КНДР...
В итоге в тех случаях, когда Пхеньян выбирает переговорную модель
взаимоотношений с международным сообществом, готовность идти на взаимные
компромиссы с учётом его озабоченностей (нераспространенческое досье),
Запад воспринимает это не как самостоятельное решение северян, а как
проявление их слабости, торжество своей политики нажима. Следуя такой
логике, Вашингтон и его союзники спешат не оценить по достоинству шаг
Пхеньяна, используя это в интересах конструктивного сотрудничества и
продвижения вперёд в урегулировании ядерной проблемы Корейского
полуострова, а поступают прямо наоборот. Исходя из того ложного
понимания, что Северная Корея начала идти на уступки под внешним
давлением, Запад считает необходимым свой нажим наращивать, чтобы
окончательно дожать оппонента. И тут всякий раз происходит сбой политики
с двойным дном.Убедившись в истинных намерениях своих партнёров,
Пхеньян, в цели которого входит сотрудничество с ними, но никак не
капитуляция, перестаёт играть в чужую игру и предпринимает шаги по
укреплению национальной обороноспособности. В итоге Запад вместо
ожидаемых дальнейших уступок и долгожданного краха Северной Кореи
получает в ответ новые ракетно-ядерные испытания.
Хронология нынешнего кризиса хорошо известна.
Успешный запуск спутника КНДР состоялся 12 декабря 2012 г. СБ ООН на
этот раз выбрал более жесткую форму реагирования в виде резолюции 2087
(22.01.2013) в отличие от аналогичного случая в апреле 2012 г., когда СБ
ограничился заявлением своего председателя. КНДР решительно выразила
несогласие с таким решением и логикой США, согласно которой «свои
запуски - это спутники, а чужие - баллистические ракеты дальнего
действия», и заявила, что «уже больше не существуют ни шестисторонние
переговоры, ни Совместное заявление от 19 сентября». В «знак протеста»
Пхеньян провёл 12 февраля 2012 г. третье ядерное испытание, обратив
внимание в заявлении МИД на то, что в мире произведено «более 2 тысяч
ядерных испытаний и 9 тысяч запусков спутников, но еще никогда не были
приняты резолюции Совбеза ООН, запрещающие ядерное испытание или
космические пуски». В ответ СБ ООН 7 марта 2013 г. принял резолюцию
2094, накладывающую на Северную Корею самые суровые санкции за последние
десятилетия.
Что же послужило причиной быстрого усугубления конфронтации в 2013
году? Причин много. Оппоненты Пхеньяна обычно называют в числе главных:
проявление неопытности, незрелости и авантюризма молодого лидера КНДР,
стремление запугать Сеул, заставить его поверить в то, что, приобретя
ядерное оружие, КНДР коренным образом изменила в свою пользу военный
баланс на полуострове, приобрела иммунитет против действий Юга и теперь
может безнаказанно осуществлять шантаж и «военные провокации» против РК.
Такие настроения широко распространены и последовательно поддерживаются
в южнокорейском общественном мнении.
В политическом и экспертном сообществе США резко возвысились голоса,
требующие немедленного и решительного изменения приоритетов политики в
пользу мер, направленных на форсирование смены режима в КНДР путём
резкого усиления внешнего давления на страну, её изоляции и
стимулирования внутренней оппозиции. На официальном уровне в открытую
заговорили о подрыве жизненного уровня северокорейского населения и т.
п.
Сторонники таких действий предпочитают не замечать, что
ракетно-ядерные испытания КНДР на рубеже 2012-2013 гг. стали в
значительной мере ответом на нежелание Запада вести конструктивный
диалог с Пхеньяном. После того как КНДР в апреле 2009 г. заявила о
выходе из шестисторонних переговоров, пять оставшихся участников
объявили своим приоритетом найти средства убедить Пхеньян вернуться в
«шестёрку». И вот, когда благодаря, прежде всего, усилиям дипломатии
России и КНР эта цель была почти достигнута и руководство КНДР в
2011-2012 гг. неоднократно заявляло о готовности продолжить своё участие
в данном дипломатическом процессе, Вашингтон, Токио и Сеул вопреки
собственным декларациям стали выдвигать предварительные условия и, по
сути, всячески затягивать возобновление переговоров. Тем самым они ещё
раз обнажили свои настоящие цели: продолжение политики «стратегического
терпения», которую многие американские эксперты назвали разновидностью
«стратегии сдерживания» КНДР, то есть углубления её изоляции с конечной
целью смены режима. Получив этот вполне чёткий сигнал от своих
оппонентов и учитывая, в том числе на примере Ливана и Сирии, возросшую
склонность Запада к использованию военной силы для свержения неугодных
режимов, Пхеньян посчитал себя свободным в выборе средств и предпринял
необходимые меры для укрепления национальной обороноспособности.
Конечно, это было не единственной причиной, толкнувшей Пхеньян на
такие шаги. Вероятно, сыграли свою роль и стремление северокорейского
руководства компенсировать неприятный осадок, возникший после неудачи
запуска ИСЗ 13 апреля 2012 г., и реальность космической гонки между
Северной и Южной Кореями. Выведя 12 декабря 2012 г. первый свой спутник
на заданную околоземную орбиту, КНДР соревнование за прорыв в космос
выиграла, что весьма болезненно восприняли на Юге, где произвели
успешный запуск своего ИСЗ на полтора месяца позже.
И одновременно эти действия стали раскручивать спираль конфликта, которая поставила сейчас Корейский полуостров на грань войны.
Для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации всем вовлеченным
сторонам необходимы, прежде всего, сдержанность и предельная
концентрация на поиске путей возобновления политических контактов.
|