Во время работы в Европейской Комиссии я лично убедилась в существовании заметных перемен в борьбе против современного рабства, торговлей людьми. Сегодня мы уделяем большое внимание этому вопросу и действительно обсуждаем его, тогда как еще несколько лет назад многие из крупнейших европейских политических деятелей вели себя так, словно этой проблемы не существует, во всяком случае в их странах. Мне доводилось слышать, что жертвами торговли людьми становятся лишь «некоторые женщины», и что она касается преимущественно соседних с ЕС государств. С тех пор европейское руководство осознало истинные масштабы этой формы рабства. В конечном итоге оно все же поняло, что мужчин, женщин и детей продают, как товар, в Европе и за ее границами, и что расширенное международное сотрудничество — это единственный эффективный способ борьбы с организованными преступными группами, которые контролируют этот гнусный бизнес.
Из СМИ мы регулярно узнаем о тои, что полиция провела рейд в подпольном борделе, на стройке или фермерском хозяйстве и обнаружила там несчастных жертв, которые каждый вечер оказывались под замком или были слишком напуганы, чтобы попытаться сбежать. Мы видели признаки распространения этих организованных банд по Европе параллельно с увеличением спроса на их услуги в связи с экономическим кризисом.
Сегодня мы можем с уверенностью заявить, что ситуация ухудшилась. С 2009 по 2010 год число подтвержденных или предполагаемых жертв торговли людьми в ЕС возросло с 7 800 до 9 500 человек. Более того, реальные масштабы проблемы гораздо шире.
Несмотря на обострение проблемы, лишь несколько стран реализовали на своей территории установленные ЕС более жесткие юридические меры борьбы с торговлей людьми, которые, тем не менее, получили одобрение всех государств-членов в 2011 году. Только шесть из 27 государств-членов уведомили Европейскую комиссию о том, что привели свое национальное право в соответствие с решениями ЕС. Двухлетний срок, который был предоставлен странам на реализацию европейской директивы, истек 6 апреля. Поэтому государствам-членам давно пора начать действовать. После введения нового законодательства все суды ЕС будут предусматривать в равной степени тяжелые наказания за преступления в сфере торговли людьми, а государства будут обязаны оказывать жертвам необходимую помощь. Создание единой юридической системы было моим первым крупным проектом в качестве члена Европейской комиссии: дело в том, что законы сильно варьировались от государства к государству. В некоторых из них торговля людьми могла грозить лишь очень непродолжительными тюремными сроками. Сейчас, когда нам удалось договориться об ужесточении санкций и расширении помощи пострадавшим, государствам-членам пора действовать.
Тем руководителям, у которых до сих пор есть сомнения, стоит обратиться к обнародованной сегодня статистике Европейской комиссии: она дает беспрецедентную возможность взглянуть на ситуацию в целом. В отчете приводятся данные различных ведомств каждой из стран (полиция, прокуратура, пограничная служба, трудовая инспекция и т.д.) и гражданских организаций, которые занимаются помощью жертвам. Из выводов комиссии следует, что почти семь из десяти жертв торговли людьми в Европе — это женщины, 17% приходится на мужчин и 15% — на детей. 61% пострадавших — это выходцы из стран ЕС, чаще всего Румынии и Болгарии. Нигерийцы и китайцы — самые частые жертвы за пределами Евросоюза. 62% были проданы для сексуальных услуг, 25% — для принудительной работы и 14% — для других форм эксплуатации, - таких, как попрошайничество и изъятие органов.
Еще один тревожный момент в этом отчете — уменьшение числа приговоров торговцам людьми. В 2008 году виновными в торговле людьми на территории Европы признали 1534 человека. Как следует из представленного сегодня Европейской комиссией доклада, количество осужденных во Франции торговцев людьми несколько сократилось с 2008 по 2010 год - с 606 до 577 человек. Тем не менее, тот факт, что все больше жертв из третьих стран сегодня уже не просто отправляют обратно в их страны, позволяет надеяться на лучшее. С 2008 по 2010 год число выданных пострадавшим разрешений на временное проживание возросло на 70%.
В настоящий момент на уровне ЕС предпринимаются серьезные усилия по борьбе с истоками этой проблемы. Все больше расследований ведется совместно государствами-членами и карательными органами ЕС, такими, как Европол и Евроюст. Мы направляем финансирование Евросоюза на те программы, которые призваны установить воздействие торговли людьми на самых уязвимых жертв, в первую очередь - на детей. В течение года Европейская комиссия сформирует единую платформу для гражданских организаций, которые предлагают помощь жертвам. В любом случае, нельзя останавливаться на достигнутом. Все государства-члены должны принять новое европейское законодательство в сфере борьбы с торговлей людьми, а также рассматривать расследования и судебные процессы в данной области в качестве приоритетных. Если страны перестанут их игнорировать, это станет четким и ясным сигналом для жертв.
Сесилия Мальмстрём, европейский комиссар по внутренним делам.