На юго-востоке Турции, в провинции Мардин, власти строят новый лагерь для сирийских беженцев, в котором будут жить исключительно христиане – как православные, так и сиро-халдеи. Предполагается, что там разместятся 4 тыс. человек.
По информации Директората по чрезвычайным ситуациям офиса турецкого премьер-министра, требования создать отдельный пункт размещения для беженцев-христиан поступали давно, и власти наконец решили пойти навстречу.
– Представитель турецкой общины халдеев встретился с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу и попросил создать лагерь, где бы сиро-халдеи могли укрыться в случае опасности, – пояснили "Известиям" в МИД Турции. – Вместимость строящегося сейчас центра может быть расширена. Также, если возникнет необходимость, будут возведены и другие лагеря такого рода.
В лагере, расположенном рядом с халдейским монастырем Мор Авраам у турецкого города Мидьят, беженцы смогут свободно совершать свои религиозные обряды, не опасаясь насмешек и преследований со стороны тех, кто относится к христианству неприязненно.
По словам миссионера католической благотворительной организации Catholic relief services Слеймана Сайкали, ведущей работу на Ближнем Востоке, многие христиане, бежавшие из Сирии, предпочитают жить не в лагерях, где зачастую сильны исламистские настроения, а в церквях и монастырях. Кроме того, они опасаются, что их похитят и вывезут обратно на родину, чтобы потребовать выкуп, который может достигать $ 200 тыс. – для большинства сирийцев деньги неподъемные.
– Многие христианские деревни в районах боевых действий в Сирии опустели с приходом оппозиции, так что страх гонений есть, – рассказала находящаяся сейчас в Сирии замдиректора правозащитной организации Human Right Watch Анна Нейстат.
По ее словам, сирийцы иногда даже предпочитают оставаться под бомбежками, вместо того чтобы спасаться в лагерях. Причина в том, что большая часть временных убежищ переполнена, не хватает лекарств, теплых вещей, и вообще всего не хватает.
Общее число сирийских беженцев, по информации Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), превысило 1,3 млн человек, три четверти из них – женщины и дети. В основном они обосновались в соседних Иордании, Ливане, Турции и Ираке. А к концу года их может оказаться уже 4 млн человек.
Сейчас в Иордании находится порядка 475 тыс. беженцев, в Ливане – 409 тыс., в Турции – 350 тыс., в Ираке – более 121 тыс. человек. При этом в засушливой Иордании в ближайшие месяцы может возникнуть проблема с водой, инфраструктура не рассчитана на такое количество дополнительных потребителей. "Есть угроза эпидемий, уже зафиксированы вспышки туберкулеза", – предупреждает министр здравоохранения Иордании Маджалли Мхелайн.
УВКБ не хватает средств на содержание беженцев. Из требуемого млрд страны-доноры выделили лишь 0 млн.
Помимо взносов в УВКБ, многие страны оказывают и другую помощь государствам, принявшим беженцев. Так, 10 апреля самолет МЧС России доставил в Ливан 26,7 т гуманитарных грузов. Это передвижная электростанция, одеяла, посуда, складная мебель, а также крупы, сахар, рыбные консервы. 11 апреля Ил-76 доставил 21,7 т груза той же номенклатуры в Иорданию.