Уже давно ходят слухи о не слишком хорошем состоянии здоровья 72-летнего турецкого духовного лидера Фетуллы Гюлена. Однако осведомленные его последователи уверяют, что международная сеть школ, компаний, средств массовой информации и организаций гражданского общества, основанных его движением, готовы к стабильному переходу.
Последние 14 лет Фетулла Гюлен, широко признаваемый одним из наиболее влиятельных турецких теологов своего поколения, ведет тихое существование в сельском поместье в американском штате Пенсильвания. Известно, что он страдает диабетом, проблемами с коленями и ослабленной иммунной системой. «Любое незначительное недомогание может сильно отразиться на нем», – говорит Мустафа Йесил (Mustafa Yeşil), возглавляющий стамбульский Фонд журналистов и писателей (Journalists and Writers Foundation), являющийся одной из виднейших организаций движения.
По словам Мустафы Йесила, посещающего Фетуллу Гюлена в США примерно раз в месяц, основатель движения редко покидает пределы поместья. «Даже вот эта перемена погоды может быть для него опасной».
Однако Мустафа Йесил настаивает, что ни нынешнее состояние здоровья Гюлена, ни его кончина не могут оказать серьезного воздействия на созданное им движение – сеть, простирающуюся сегодня далеко за пределы Турции. «Его кончина, безусловно, негативно повлияет в плане движущей силы, – говорит он. – Но ни на реализуемых проектах, которые будут продолжены, ни на административном управлении это не скажется».
Хотя конкретного преемника и не назначено, в организациях движения, по словам Мустафы Йесила, имеются люди, впитавшие в себя учения Гюлена и способные осуществлять руководство после его кончины. В качестве потенциальных источников руководящих кадров он назвал две организации – стамбульскую торговую организацию TUSKON и Фонд журналистов и писателей.
На взгляд Февзи Бильгина (Fevzi Bilgin), возглавляющего еще одну структуру движения Гюлена – вашингтонский Институт переосмысления (Rethink Institute), движение является достаточно зрелым, чтобы продолжить существовать без Гюлена. «Мы желаем нашему ходже эфенди долгих лет жизни, – говорит он, именуя Гюлена почетным титулом. – Мы хотим, чтобы он был с нами. Мы постоянно черпаем у него вдохновение. Вместе с тем, думаю, большинство организаций уже сейчас довольно прочно стоят на собственных ногах. Никаких инструкций они на самом деле от него не получают».
Как отмечает Февзи Бильгин, сейчас в деятельности движения представлены сподвижники уже третьего поколения, насквозь пропитанные философией Гюлена. «Наверно, уже с самого раннего детства они,…посещали воскресную школу, – говорит он. – Они выросли во всем этом. Они уверены, что только так должно быть и впредь».
А вот некоторые сторонние наблюдатели не столь уверены, что движение сможет выстоять без своего основателя. Одним из таких скептиков является М. Хакан Явуз (M. Hakan Yavuz), автор книги «На пути к исламскому просвещению: Движение Гюлена» (Toward an Islamic Enlightenment: The Gülen Movement). «Когда умирает лидер, с ним умирает и движение, но оно оказывает воздействие на будущие движения, формирует следующие мусульманские движения», – утверждает он.
Хакан Явуз ссылается на ряд прецедентов, которые можно применить к переходному периоду в движении Гюлена. Один имел место в 1993 году, когда скончался экс-премьер Турции Тургут Озал (Turgut Özal), и его «Партия отечества» вскоре утратила свою политическую значимость. Другой – в 1960 году, когда скончался турецкий исламский богослов Саид Нурси, и группа старейшин пыталась какое-то время сохранить его движение «Нур». В конечном итоге движение распалось на несколько направлений, и из одной такой фракции сформировалось движение Гюлена. «Впоследствии начались серьезные трения между старейшинами, – отмечает Хакан Явуз. – И произошел раскол на несколько частей. Полагаю, то же самое случится и с движением Гюлена».
Он называет себя человеком, восхищающимся учениями Гюлена, но критикующим то, во что его движение превратилось в Турции. Гюлен практически отошел от повседневного процесса принятия решений, и сейчас в движении уже проявились признаки напряженности, особенно в Турции, отмечает Хакан Явуз.
Движение сейчас, по его словам, направляет группа «старейших членов». Под их руководством имидж движения как аполитичной силы уже скомпрометировал себя в Турции, говорит Хакан Явуз, добавляя, что движение, по широко распространенному ныне мнению, работает в тандеме с происламской правящей Партией справедливости и развития (ПСР). «Они стали составной частью политической борьбы в стране, – говорит он. – Они слишком приблизились к ПСР. Я бы сказал, что они жаждут власти».
Однако Хакан Явуз сомневается, что сам Гюлен полностью в курсе произошедших изменений. «Кода человек находится под пристальным контролем,…следует усомниться, какую информацию этот человек получает, – говорит он. – Полагаю, что до него, скорее всего, доносят лишь отдельные сведения, а не всю картину».
В качестве примера того, какие изменения движение Гюлена претерпело в Турции, Хакан Явуз указывает на связанный с Гюленом телеканал Samanyolu. По его словам, в последнее время тональность информационных программ канала приобрела «обличительный» характер. Вряд ли Гюлен поддержал бы подобную тенденцию, добавляет Явуз.
Деятельность движения в Турции является собой признак того, что произойдет после кончины Гюлена, прогнозирует Хакан Явуз. «К сожалению, движение не сумело дистанцироваться от политических партий, – подчеркивает он. – Оно уже не то, что было прежде».
Джастин Вела