Проблема в том, что романтичный обряд всё чаще служит прикрытием для преступлений. Девушек избивают, насилуют, а потом, так и не взяв в жёны, выбрасывают на улицу.
Парню из соседней деревни очень понравилась Алина, ученица 11 класса села Первомайское. Приехал с друзьями, подкараулил и увез. Обычаи не запрещают красть девушек, осталось уговорить ее родителей, но у жениха, оказывается, есть жена, трое детей, и он дважды судим.
"В первый раз мы сразу же возвратили Алину домой, во второй раз он похитил ее вечером прямо вот на этом месте, связал руки, заклеил рот. Мы предупредили его, что заявим в милицию. Но он и в третий раз украл Алину и изнасиловал вот в том заброшенном сарае", - рассказывает мать Алины Зайнура Алтмышбекова.
Семья решила обратиться за помощью в районный суд. Парня задержали, но, несмотря на то, что прошло уже два месяца, а решение по этому делу еще не принято.
"10 раз мы с семьей ходили, вызывает, не смотрит дело, Наверное, оп долине реформа не состоялась", - сетует дедушка Алины, уполномоченный Совета старейшин КР Наби Алтмышбеков.
Под реформой аксакал имеет в виду принятый парламентом страны закон об ужесточении наказания за похищение невест. По данным независимых экспертов ежегодно здесь крадут около 10 тысяч девушек
До принятия нового закона похищение невесты квалифицировалось как менее тяжкое преступление, чем кража домашнего скота. За лошадь могли посадить на 10 лет, за девушку давали максимум 3 года условно.
Ала-качуу - обряд похищения для местной молодежи считается показателем того, что парень уже взрослый и может сам самостоятельно создать семью. Посылать сватов в дом девушки и просить ее руки здесь не принято, друзья засмеют.
"Увидел 1 раз, потом по киргизским обычаям своровал, и вот живем уже 10 лет", - говорит Марс Кеенбеков.
Марс Кеенбеков поехал к другу на День Рождения, вернулся с будущей женой. Как только его мать по старинным обычаям надела на девушку платок, она официально стала его супругой. Осталось оповестить об этом ее родителей.
Однако историй со счастливым концом встречаются все реже. Современные киргизские женихи предпочитают блюсти обычай лишь на половину: увозить увозят, но вот ответственности за невесту брать не хотят.
"При похищении невесты не регистрируют брак, они так же легко и быстро могут развестись, не то что прямо развестись, а просто так же легко и быстро ее отвезти обратно", - говорит адвокат Марина Эдигеева.
Курмантай Абдылы после похищения единственной дочки верил, что скоро на пороге появиться жених и отец благословит молодых. Через месяц девушка вернулась домой одна, с сотрясением мозга и многочисленными синяками. Парень издевался над ней, жестоко избивал, потом просто выгнал. Сейчас одна надежда на правосудие.
"Конечно, добиваться буду, я еще в Верховный суд обращаться, чтоб наказали на 7 лет по закону", - говорит отец похищенной девушки Курмантай Абдылы .
Новый закон уже принят, но в том что ситуация измениться и похищений будет меньше местные жители сомневаются. Многие здесь еще не готовы отказаться от старых традиций и обрядов, а значит, в дом жениха невеста опять может попасть скорее всего только со связанными руками и с кляпом во рту.